Сегодня в колониях региона отбывают наказания 3 тысячи осужденных
Казнить нельзя, но и помиловать не получается. Сегодня в колониях арктического региона отбывают наказания без малого три тысячи осужденных. Практически каждый десятый свободы лишен пожизненно. В одной из исправительных колоний Приуралья побывала Марина Подгорная.
Марина Подгорная – корреспондент: «Колония №18 в поселке Харп, в народе «Полярная сова». Здесь отбывают наказание за особо тяжкие преступления. Свободы лишенные пожизненно».
Режим особый - срок пожизненный. Олег Шелепов в исправительную колонию попал, когда ему было всего 22. За разбой и убийство однокурсников, которым задолжал 55 тысяч рублей.
Олег Шелепов – осужденный: «Невозможность отдать этот долг, постоянные звонки, постоянное давление. Подтолкнули меня к такому преступлению. Я совершил разбойное нападение, которое закончилось убийством двух человек».
В камере Олег Шелепов сидит уже 13 лет. Признается, был момент, думал, лучше умереть, чем так жить.
Олег Шелепов – осужденный: «Был тяжелый жизненный момент. С сердцем были проблемы. Боялся: не проснусь. Господи, если ты есть дай мне шанс».
Из российской столицы в арктическую колонию особого режима протоирей Александр Борисов приезжает уже пятый год. Член комиссии по помилованию при президенте России в начале 90-х. Тогда за жестокие преступления еще применяли смертную казнь. После ее отмены, наказание осужденные отбывают пожизненно.
Александр Борисов - протоирей, настоятель храма Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана г. Москва: «Приезжать сюда стал потому что я давно переписываюсь с один осужденным, с которым я знаком еще с времени моего участия в комиссии по помилованию при президенте РФ».
Роману Шадрину - 45. В его жизни до тюрьмы - институт и работа. После - ожидание писем от родных и редкие свидания. Признается, обрести смысл такого существования было трудно. Помогла только вера и надежда на лучшее.
Роман Шадрин – осужденный: «В последнее время, где-то года два назад. Для меня это, наверно, самое важное стало в жизни».
В трех северных колониях сегодня отбывают свои сроки чуть менее трех тысяч человек. Причем, каждый десятый пожизненно.
Александр Борисов - протоирей, настоятель храма Святых бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана г. Москва: «Именно, возможность замены высшей меры на пожизненное заключение, оставляет возможность исправления ошибки. Эти люди с которыми сейчас общаемся, если бы были до 90-х их бы не было уже давно».
Разных национальностей, все они осужденные. За то, что преступили закон и совершили тяжкие преступления.
Рафик Омаров - заместитель начальника ИК №18: «Преобладающие у нас это к русской православной церкви относятся осужденные. Потом мусульманство и буддизм».
Наполнить жизнь за решеткой новым содержанием. Шанс сделать это есть у каждого осужденного.