Беспилотники для Арктики. Испытания суровыми морозами начались
Тема беспилотников набирает обороты во всём мире. И Россия - не исключение. Есть у нас, конечно, проблемы в этой сфере, в частности, в правовом поле, но перспективы - манят. Вот и мы задались вопросом: а может ли современный беспилотник долететь до Арктики из неарктического региона? И, главное, сколько в Арктике он сможет продержаться в воздухе, с учётом экстремально низких температур?
В российском небе летает уже несколько десятков тысяч беспилотных летательных аппаратов, приобрести их для развлечения не проблема, и цена доступна. Но в последние годы все чаще стали применять беспилотники в экономике и производстве
Антон Корень - генеральный директор центра стратегических разработок в гражданской авиации: «БПЛА у нас используются более чем по ста направлениям, начиная от дистанционного зондирования, завершая коммерческими видами аэрофотосъемки и так далее».
Беспилотники могут применяться во всех сферах экономики, например в сельском хозяйстве можно на 20% снизить затраты на удобрение и
Глеб Бабинцев - генеральный директор ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем: «Беспилотник позволяет проанализировать состав почвы с точностью до сантиметров: он понимает, вот здесь сухо, здесь влажно, здесь нужно удобрить, здесь высадить жучков. Дольше следующий аппарат пролетает и точечно распределяет удобрения, влагу и другие нужные компоненты».
На крайнем севере беспилотники вообще могут открыть абсолютно новые возможности в исследовании труднодоступных районов, там, где человек потратит месяцы, только чтобы добраться, беспилотник в считанные часы соберет необходимую информацию, с видео и фото подтверждением. В проверке нефтегазовых трубопроводов один аппарат заменяет бригаду инспекторов. Раньше поиск трещин во льдах Арктики проводился вручную или с вертолета. Применение беспилотных летательных аппаратов позволит делать это быстрее и эффективнее. Недавно такой аппарат испытали в условиях Арктики.
Глеб Бабинцев: «Сделан эксперимент успешный, в течение нескольких дней он делался, когда с помощью беспилотников, летая над Арктикой, совершенно спокойно, очень быстро, за небольшие суммы, потому что это дешевле чем вертолет, легко обнаруживаются трещины во льду, под снегом. И эта технология сегодня на ура воспринимается русским географическим обществом, скорее всего она будет применяться масштабно, при исследованиях Арктики».
Производство беспилотников в России набирает обороты, на внешнем рынке нам пока сложно конкурировать, но внутренние потребности отечественные производители могут обеспечить.
Антон Корень: «База у нас есть, но необходимо коммерциализовать все российские разработки и, в том числе, выйти на международный рынок и стать одним из лидеров».
Глеб Бабинцев: «Уже есть достижения, которыми можно гордиться, есть продукты, есть сервисы, есть разработки на высшем мировом уровне».
Несовершенство законов мешает рынку динамично развиваться. Специалисты отрасли, юристы и законодатели, сейчас совместно продумывают оптимальную схему, как упростить регистрацию и использование БПЛА, чтобы и владельцам было удобно и законы соблюдались.
Глеб Бабинцев: «У нас сегодня ребенку запустить авиамодель негде, потому что нет условий - не нарушить нигде нельзя. Нужно создать условия, чтобы была возможность не нарушить законы, нужен правовой коридор, в котором добросовестные граждане смогут жить».
Антон Корень: «Упрощение формальностей, обеспечить упрощение применения беспилотников законно и легально. Создать ту нормативно правовую базу, которая позволит абсолютному большинству владельцев законно и эффективно использовать их без каких-то правовых барьеров».
Беспилотник в небе может быть серьезной угрозой, поломка двигателя в полете может привести к утрате самого аппарата и нанести вред случайным прохожим и такие случаи происходят регулярно. Конструкторы разработали способ минимизировать риски, это оснащение аппарата аварийной парашютной системой.
Александр Фридманн - менеджер компании-производителя: «Принцип принудительного срабатывания системы аварийной парашютной системы путем выстреливания парашюта. Тем самым достигается минимально безопасная высота срабатывания системы, то есть потеря высоты колеблется от двух-трех метров до десяти метров на тяжелую систему».
Пока такие системы не являются обязательными, но в перспективе ими будут оснащать все беспилотники. Российские инженеры разработали беспилотный спутник «Сова», который может находиться в режиме полета целый год, благодаря солнечным модулям, размещенным на крыльях. Уже проводятся испытания беспилотных летательных такси, которые будут перевозить пассажиров на короткие расстояния. Технологии совершенствуются непрерывно и возможно лет через пять, сцены из фантастических фильмов станут для нас привычными.
Глеб Бабинцев: «И это не фантастика, теоретически поднять человека можно уже сегодня, и в России есть такие разработки, позволяет энергетика, двигатели, позволяет все. Вопрос, во-первых в инфраструктуре, потому что возить человека, где и куда в городе, это глобальное изменение городской среды. То есть нужно создавать такие города и проектировать умные города, которые позволят в свою среду интегрировать беспилотники».