У штурвала. Как в Петербурге готовят моряков к работе в Арктике
Прежде чем отправиться в Арктику, лучше потренироваться на берегу. Экипажи морских судов, работающих у ямальских берегов, проходят обучение в Петербурге. О том, как в центре мегаполиса создают арктические условия - расскажет Виталий Зуев.
У механиков скоро зачет. Эта группа учится на тренажёре судовой энергетической установки. Совкомфлот, лидирующий в крупнотоннажных перевозках в Арктике, открыл в Петербурге собственный учебный центр для моряков. По словам студентов - здесь полная симуляция разных ситуаций в работе машинного отделения. Александр Осипов планирует пойти старшим механиком на новейшее судно сейсмической разведки.
Александр Осипов - старший механик: «Как раз вот сейчас он пойдет в Арктику, в данный момент сейчас это судно проходит морские испытания».
В Арктике, говорит, возможны разные проблемы - переохлаждение механизмов или шуга может забить приемные фильтры забортной воды, тогда наоборот жди перегрева. Другие вспоминают об опасной вибрации во льдах.
Третий механик Сергей Макаров был в приемочном экипаже нового арктического газовоза «Кристоф де Маржери», который строили специально для Ямала. Уже в июле - посадка на новый рейс этого судна.
Сергей Макаров - третий механик: «Очень много новаций введенных механизмов , хорошо конструкции выполнены, много автоматики, которая как раз пересекается с этими тренажерами тоже. Надежный, большой. Я работал до этого на других газовозах. По сравнению с ними, конечно, впечатляет».
Стандартный контракт моряка - 4 месяца в море, 4 - отпуск. Сейчас время для обучения. Вообще в этой профессии приходится постоянно подтверждать квалификацию. Подчас нужно иметь до двадцати действующих сертификатов - иначе не разрешат работать.
Игорь Панков - директор Учебно-тренажерного центра: «Судно построить, в конце концов, можно почти с любой части света, а воспитать людей, которые могли бы работать так, как не может никто другой в Арктике - вот это наша задача».
А здесь уже учатся судоводители. На экране - акватория близ Нового порта, виден терминал по отгрузке нефти. Сейчас к нему движется танкер-челнок, надо подойти на 70 метров во льдах. Здесь учились экипажи, уже работающие в Обской губе.
Михаил Ковальский - зам. директора Учебно-тренажерного центра: «Это момент подхода, момент швартовки к самой платформе, в реальной жизни так оно и происходит, именно капитан занимается, стоит на ручках управления азиподными движителями, и занимается швартовкой танкера к терминалу. То есть последние метры как раз судно проходит так называемое выражение такое «на кошачьих лапках», то есть очень аккуратно, медленно».
Виталий Зуев – корреспондент: «На тренажере есть также экран, который показывает вид с крыла мостика судна. Смотреть нужно вниз, это например, необходимо при швартовке или движении во льду, чтобы понять, что происходит между бортом судна и кромкой льда».
Задать можно любую ситуацию, место, условия. И не только для обучения: вместе с партнерами на тренажере создали модель морского канала у Сабетты - сложного для судовождения из-за ледовых и метеоусловий.
Игорь Панков - директор Учебно-тренажерного центра: «Тем самым мы смогли определить критические параметры по прохождения этого канала, то есть мы хорошо теперь представляем когда можно в канал идти, когда нужно переждать, чтобы погодные условия каким-то образом улучшились».
Учебно-тренажерный центр судоходной компании в Петербурге работает уже почти 4 года. Учат здесь в основном свои экипажи и в основном офицеров. К работе у ямальских берегов также готовили моряков двух иностранных компаний-партнеров. К концу года здесь ждут уже трехтысячного студента.