Герои Арктики. 105 лет назад стартовала экспедиция Русанова
В эти дни исполнилось 105 лет со дня, когда стартовала экспедиция Владимира Русанова - выдающегося русского исследователя. Он, кстати, стал одним из прообразов героя в известной книге Валентина Катаева 'Два капитана'.
В 1977 году на острове Попова-Чухчина работал отряд экспедиции газеты 'Комсомольская правда'. Они искали пропавшую экспедицию Владимира Русанова. Тогда-то и был найден забросанный морской галькой якорек с погона капитана 'Геркулеса' Александра Кучина. Продолжит Жанна Косых.
Светлана Ветрова – экскурсовод: «Это тот самый макет парусника, экспедиционное судно 1912 г. «Геркулес», которое Русанов приобрел в Норвегии и то судно, на котором экспедиция пропала без вести».
Владимир Русанов - руководитель экспедиции на Шпицберген. Капитан судна - Александр Кучин. 26 июня 1912 года в 9 часов вечера российский парусник 'Геркулес' уходил в плаванье, имея на борту четырнадцать участников экспедиции. Полярный исследователь Владимир Русанов решился предпринять дерзкую попытку пройти по Северному морскому пути не через южные магистрали - проливы Югорский Шар, Карские Ворота, - а северным проливом Маточкин Шар. Русанов справедливо указывал, что есть еще и путь вокруг Новой Земли в Карское море и дальше на восток. Он писал: 'Температурные данные, направление течений и характер ветров позволяют думать, что наиболее свободный ото льдов путь... лежит вокруг северных берегов Новой Земли'.
В музее Русанова в Орле хранятся подлинные документы и экспонаты, связанные с жизнью известного полярного исследователя. Среди них есть и те, которые были найдены через много лет после гибели экспедиции. Экспедиция Русанова исчезла в 1912 году, и только в 1934 - у западного побережья Таймыра были обнаружены первые ее следы. А еще, спустя 50 лет, удалось найти стоянку русановцев. Она обнаружена на острове Попова-Чухчина. О чем свидетельствуют находки.
Несмотря на активные поиски, обстоятельства трагической гибели экспедиции Русанова до сих пор остаются тайной. Сохранился единственный документ, который хоть как-то может пролить свет на действия участников экспедиции - телеграмма Русанова, отправленная в Петербург в августе 1912 года: 'Юг Шпицбергена, остров Надежды окружены льдами. Занимаюсь гидрографией. Штормами отнесены южнее Маточкиного Шара. Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направлюсь на близлежащие по пути острова Уединения, Новосибирские, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Вл. Русанов'.
Труден путь первопроходцев. Велики их дела. Но они будут живы, пока будут оставаться в памяти потомков. Забвению вопреки.