Праздничные будни. В профессиональный праздник ямальские вертолетчики на высоте
В минувшие выходные авиаторы отметили профессиональный праздник - День воздушного флота. На огромной территории Ямала особенно значима роль вертолетной службы. Сегодня это - больше двухсот человек. Они самоотверженно боролись с сибирской язвой в прошлом году и в нынешнем без промедлений пришли на выручку при тушении пожаров. Галина Чечикова встретилась с теми, кто всегда на высоте. Смотрите специальный репортаж выпуска.
Погода, пожалуй, единственное, что может остановить Олега Егоренко. За плечами пилота - 13-ть тысяч часов налета. И только так называемые в ненецком народе «проклятые» точки для вертолетчика - табу. Традиции соблюдают свято.
Олег Егоренко - командир воздушного судна АТК «Ямал»: «Не то, что мы боимся. Просто нам не рекомендуют туда садиться, говорят там вот кладбища».
А вообще на карте нет свободного места, где бы мы ни приземлились, говорит руководитель окружной авиакомпании Василий Крюк. Сложнее всего летать на Севере. В Ямальском районе почти всю зиму нулевая видимость. Прямо как во время пожаров этим летом. Очаги возгорания в тундре искали как ежики в тумане, шутят вертолетчики. В «горячий сезон» было не до шуток.
Василий Крюк - генеральный директор АТК «Ямал»: «Последний день, когда был сильный ветер, вот там была сама большая проблема - вывезти людей из очагов. У которых и лагеря сгорели и вещи все сгорели и они в болоте там сидели. Было сложно залезть, но в принципе, наши вертолетчики с этим справились».
Задымленность снизила видимость до 1000 метров. Критический уровень. Однако, ни у кого и мы мысли не возникло раньше времени спуститься с небес. В помощь, помимо традиционной - техника последнего поколения. Пилотированию вертолета «АС-350 Б3» Александр Сурогин учился у разработчиков во Франции.
Андрей Сурогин - вертолетчик АТК «Ямал»: «Сверхлегкий до двух с половиной тонн. 2250 взлетная масса у него. 4 человека. Полеты выполняются только визуально».
Во время сибирской язвы в прошлом году задействовали более тяжелую артиллерию. До 20-ти вылетов в сутки. Остальные компании наотрез отказали нам в помощи и даже стали облетать Ямал стороной. Ямальские вертолетчики налетали двойные нормы. Риск ошибки был каждый день, просто из-за элементарной усталости.
Василий Крюк - генеральный директор АТК «Ямал»: «Мы шли на это, понимая, что это преступление, и они в принципе тоже это понимали, но выхода не было».
Вертолетная служба для того и существует, чтобы вывести ямальцев из любого тупика, говорят сегодня авиаторы. Это четыре эскадрильи и 55 вертолетов. Парк судов постоянно обновляется. И уже в этом году в авиакомпании ожидают несколько новых 'машин'. Постепенно будут внедрять и технику с видимостью сквозь дым и непогоду. Впрочем, сегодня погода ясная и Олег Егоренко направляется в район Ясного по заданию санавиции. Это самые любимые вылеты, всегда есть надежда на новую жизнь и нередко она оправдывается.
Олег Егоренко - командир воздушного судна АТК «Ямал»: «Когда заходили сюда, вот на эту площадку, она родила прямо на посадке. Сложные роды были, но врачи справились молодцы. Назвали, говорят, в честь командира».
Таких моментов стоят все остальные трудности, которые вот уже два десятка лет в сложных климатических условиях преодолевают ямальские авиаторы. И всегда на высоте.