Памяти БД-5. Полярные конвои и их роль в Великой Отечественной войне
Ровно три года назад члены морской поисковой операции «Карская экспедиция - 2014» установили точные координаты гибели судов легендарного конвоя БД-5 в Карском море во время Великой Отечественной. В Русском географическом обществе Петербурга состоялась конференция на тему роли полярных конвоев в годы Второй мировой.
История северных конвоев долгое время была закрытой. О подвигах полярников в годы великой отечественной войны знали лишь страницы архивов. А ведь их значимость в борьбе с фашизмом была неоценима.
Об этом шла речь на очередной встрече Международной ассоциации «Братство Полярных конвоев», которая прошла в штаб-квартире Русского Географического общества в Петербурге. С самой трагической страницы полярных конвоев началась научная конференция - гибели БД-5, унесшей свыше четырёхсот жизней.
Юрий Александров - президент РОО «Полярный конвой», капитан 1 ранга: «Погибло людей больше чем в конвое PQ-17, о котором все мы говорим, 25 транспортов, а народу то 500 человек всего погибло, но даже из погибших кораблей часть спаслось. То есть «Марину Раскову» мы вспоминаем и трагически очень сочувствуем».
Август 1944 года. Карское море. Транспортный пароход «Марина Раскова» и три тральщика шли в порт Диксон. Они доставляли груз и служащих на полярные станции. Конвой был атакован немецкой субмариной. Уцелел только один тральщик. Местонахождение парохода удалось обнаружить лишь 70 лет спустя, в сентябре 2014.
В этом же году в Петербурге напротив колледжа морского и речного флота адмирала Макарова был торжественно открыт памятник полярным конвоям, как символ морского братства.
Евгения Ханбекова – корреспондент: «Этот монумент посвящен всем участникам полярных конвоев времен второй мировой войны. Вот здесь, ровно через год, в сентябре 2018 года планируют открыть уникальный музей истории северных конвоев».
Научные доклады российских и иностранных специалистов в целом касались истории полярных конвоев и их роли в достижении общей Победы во Второй мировой войне. Непосредственные участники из Великобритании, США, Канады и Франции вспоминали, как тяжело было работать на Севере.
Сергей Апрелев - вице-президент РОО «Полярный конвой», капитан 1 ранга: «Они не представляли, до какой степени это будет неприятно. Мало того, что там постоянно шторма в арктических морях. Там еще и вражеская авиация и подводные лодки. И тот фат, что вода не прогревается больше 5 градусов».
Использование боевого опыта проводки полярных конвоев сегодня включен в учебный процесс Военно-морской академии - молодые специалисты учатся на примерах дедов и прадедов, об этом рассказал заведующий кафедрой «История войн и военного искусства» Алексей Конеев. Закончив свой доклад словами: «Пока мы помним арктический конвой - они живы».