Первый в стране. Музей маяка открыли в Кронштадте
В этом году маячная служба России отмечает 210 лет со дня основания. В 1807 году император Александр I утвердил положение о содержании маяков и штате маячной команды. С освоением Крайнего Севера и Арктики стали устанавливать навигационные знаки и в Заполярье. Впрочем, сегодня их уже почти не используют, так как все современные суда обеспечены высокоточными средствами навигации.
Спустя 210 лет со дня создания маячной службы России открывают музей маяков, причем делают это энтузиасты, в прошлом военные инженеры-гидрографы, сегодня просто любители маяков.
Владимир Ергер - военный инженер-гидрограф, сотрудник музея маячной службы: «Что-то находили мы, что-то привозили друзья, что-то нам подарили различные организации. А потом своим трудом из двух делали один, собирали по частям, чистили, красили. Аппараты были везде одинаковые, поэтому на всех флотах, на всех морях стояли такие же аппараты, как представлены у нас».
Основа экспозиции - образцы советского периода светооптических аппаратов, среди них ацетиленовые и электрические. Их массово устанавливали на маяках и навигационных знаках всего союза. Среди раритетов - английская линза 1857 года, которая стояла на маяке острова Сескар, в Финском заливе. Вторая большая линза изготовлена во Франции. В 1914 году она была установлена на переднем створном маяке Санкт-Петербургского морского канала. Дальность видимости 24 километра.
Владимир Ергер - военный инженер-гидрограф, сотрудник музея маячной службы: «Раньше вращались сами линзы вокруг источников света, таких, как масляная горелка и за счет этого появлялся проблесковый характер огня, то с применением электричества и лампочек накаливания можно было прерывать работу самой лампы. То есть линзы становились уже неподвижны».
Навигационные знаки делятся на категории - береговые и плавучие. Всё, что светит дальше 10 миль, то есть на 18 километров, называется маяк. Важность каждого моря для государства, исходила из его торгового и политического значения. Фарватер, ведущий из Петербурга в Кронштадт, имел стратегическое значение и сложный узкий проход, его оградили световыми знаками еще в середине 19 века. Здесь самое большое количество навигационного оборудования в стране.
Михаил Бородавкин - военный инженер-гидрограф, сотрудник музея маячной службы: «Именно с воды кронштадтского рейда начинается история, как морская крепость Кронштадт защищала Санкт-Петербург с приморского направления. Просуществовала с 1704 года по 1958 год, потом была расформирована и форты были разоружены».
В это же время в середине 20 века развивается арктическая зона. В 1954 году начинаются метеорологические наблюдения на станции Вилькицкого. Остров находится в южной части Карского моря. Назван в честь русского гидрографа, геодезиста и исследователя Арктики - Бориса Андреевича Вилькицкого. Одноименный деревянный маяк возвышается на 20 метров над уровнем моря. Имел два изотопных источника топлива. В октябре 2011 года станцию закрыли, и маяк оказался не у дел, в отличие от кронштадтских собратьев, которые тоже утратили свое значение, но остаются под присмотром.