На Урале готовят «начинку» для ледокола «Сибирь»
Уральские машиностроители провели успешные испытания конденсатора, который затем будет установлен на атомном ледоколе нового поколения «Сибирь». В чем уникальность этого оборудования? Какое оснащение еще предстоит сделать для других судов такого типа, выяснила наш корреспондент.
Анастасия Догдаева, корреспондент: «Полгода ежедневного труда работников турбинного завода на завершающей стадии. Эта гигантская стальная махина, в три раза выше человеческого роста, - только часть силовой установки ледокола «Сибирь». Однако, в масштабах всего судна, это лишь небольшая деталь на чертеже».
Для завода, да и для российского судостроения в целом, этот проект уникальный. Атомный ледокол нового поколения, самый большой в мире, потребовал применения новейших материалов, конструкторских решений и специальных разработок.
Все дело в трубе, а точнее, в титановых трубках, которых, к слову, в конденсаторе порядка шести с половиной тысяч, соединительных швов - в два раза больше. В итоге вся система образует замкнутый круг. Многократные испытания подтвердили надежность столь сложного теплообменного оборудования.
Олег Сенник, заместитель начальника по производству цеха металлоконструкций: «Гарантии есть 100%, что не побежит, что у нас тут заварены все швы качественно. Мы окончательно проверили гидравлику и сдали ее Российскому морскому регистру судоходства. После гидравлики, сейчас мы его готовим к покраске и отправке, к окончательной отгрузке на Балтийский завод».
Низкие температуры, невероятная ударная сила, набор и сброс, нагрузки круглые сутки - вот условия, при которых будет работать этот узел. В суровой Арктике трудиться без ремонта 20 лет, таков запас прочности, а гарантийный срок, как и у ледокола, все сорок.
Тарас Шибаев, главный конструктор завода: «Оборудование не просто должно выдерживать удар и оставаться на своем месте, оно должно работать. Вся эта уникальность была заложена при проектировании и, соответственно, подтверждена при испытании».
Это уже третий по счету силовой узел для современных атомоходов, изготовленный уральскими машиностроителями. Сейчас в России создают три ледокола нового класса, которые обеспечат круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. До конца этого года два конденсатора и паровые турбины отправятся в Санкт-Петербург.