От заказов нет отбоя. Есть в Салехарде настоящий чудо-мастер
Легкие нарты, острый топор и летний чум. Атрибуты северных народов семья Наковых хранит, как реликвии. Яркий и самобытный жизнью наполнен их небольшой дом в окружной столице. Рядом с цивилизацией звучит магический нарас-юх, пахнет свежими стружками и закипает ароматный чай. Марина Подгорная увидела все своими глазами.
Древним ремеслом Герман владеет не хуже, чем его деды и прадеды. Всю работу по дереву выполняет только вручную. Ловко орудуя топором, рубанком и сверлом. Мебель, посуда и музыкальные инструменты с его личным клеймом уже разошлись по свету. Осталось совсем чуть-чуть и завершит еще один - особый заказ.
Герман Наков – мастер: «Эта будет хантыйская нарта для невесты. Заказали мне ненцы, у них леса мало. Стараюсь, делаю».
Легкая, прочная, красивая снаружи и удобная внутри. Такой должна быть женская нарта. В единое целое она собирается, как конструктор.
Причем, правая и левая стороны - абсолютно разные. Это необходимо для удобства и лучшей проходимости. Собирается женская нарта без единого гвоздя.
Герман Наков – мастер: «Вот так вставляется. И они между собой соединяются. И ножки не прямо стоят, а немножко чуть под наклон. Чтобы устойчивый был».
Мастер сделает нарту до снега. Время нельзя оттягивать. Но и торопиться не стоит. Когда руки отвыкают от топора, то становятся деревянными. И тогда вещи не сделать красиво. Как этот нарас-юх для младшей дочери Лизы.
Старшая дочь Лилия тоже освоила струнный инструмент. Но он другой по форме.
Лилия Накова: «Это мне папа подарил его на день рождения. Тут подписано, папа все полностью папа сделал. Тут солнце, тут человек, осматривающий мир».
Этот чум Наковы поставили во дворе своего дома в центре Салехарда. В нем собираются всей семьей. Здесь готовят любимые блюда, слушают музыку и разговаривают на родном языке. Но долго не засиживаются - кроме родных мастера всегда ждёт работа.