Волочанка-сити. Здесь знают как сохранить языки народов Севера
Эксперимент - удался! Пять лет назад в небольшом таймырском поселке Волочанка нашли способ как сохранить языки коренных народов Севера. Там появились несколько языковых гнезд. Неповторимая атмосфера северного этноса в репортаже наших коллег.
Сегодня поприветствовать гостей-путешественников на хорошем нганасанском или долганском языках могут разве что в отдаленном таймырском поселке, таком как, например, Волочанка. И хотя расположен он в 400 километрах от Норильска и проживает здесь около пятисот человек, местные жители гордо именуют свою родину Волочанка-сити. Даже приписку соответствующую сделали. Пять лет назад поселок стал местом проведения особого социального эксперимента - по созданию так называемых национальных языковых гнезд. Цель которых сохранить и восстановить языки коренных народов Таймыра.
Галина Григорьева - заведующая детским садом: «Когда начинали вот это вот языковое гнездо, было очень тяжело. Потому что было очень мало носителей именно среди молодежи. Молодежь не умеет разговаривать. Ну, здесь много причин. Родители не разговаривают между собой. Много смешанных браков, когда мама нганасанка, а папа русский или мама русская, а папа – долганин».
Сейчас местные дети учатся говорить на родном языке буквально с пеленок. В детском саду Волочанки созданы две группы. Долганская - в черных парках и нганасанская - в белых одеждах. В детском саду все - воспитатели, нянечки и даже повара с медсёстрами говорят исключительно на долганском или нганасанском. Чтобы дети впитывали родную речь, как губка воду.
Людмила Порбина - воспитатель детского сада: «Они у нас хорошо разговаривают, понимают язык и общаемся. Мы в течение всего дня с утра до вечера общаемся на родном языке – нганасанском».
Прививают здесь и традиционную культуру народов Севера. С помощью игрушек. Но вместо суперменов, бэтменов и конструктора 'Лего' дети играют оленьими зубами, самодельными нартами и тому подобными игрушками. В каждой группе есть даже миниатюрный балок со всеми атрибутами кочевой жизни - от печки до люльки.
Елена Порбина - воспитатель детского сада: «Раньше мы в тундре учились все через игру. И так же тут они через игру пеленают тут, детей укачивают, печку топят. Все, как в жизни, как раньше было. И они вот этому через игру и учатся».
За пять лет работы языковых гнезд, в Волочанке удалось не только воспитать целое поколение детей, владеющих исчезающими языками, но и втянуть в процесс обучения их родителей. Мамы и папы этих ребятишек и сами начали активно изучать родные речь и культуру.