http://Top.Mail.Ru
Полиция Ямала на страже закона. Новейшая история | Ямал-Медиа
09 ноября 2017, 17:07 (обновлено: 30 июня 2021, 06:02)

Полиция Ямала на страже закона. Новейшая история

Полиция Ямала на страже закона. Новейшая история

Долгое время сегодняшнее окружное управление внутренних дел имело статус отдела и относилось к Тюменской области. Путь становления ямальской полиции от начала двадцатого века до нашего времени в специальном репортаже выпуска.

Дактилоскопическая экспертиза. Именно с неё начинается любое расследование. Ещё недавно лупа и игла - были главными орудиями дактилоскопистов. Сегодня, чтобы сосчитать кольца на пальцах и сравнить с сотней тысяч отпечатков автоматизированной системе «Папилон» требуется не больше минуты. На службе у ямальских полицейских самое современное оборудование. К примеру, в этой ДНК - лаборатории могут с легкостью установить личность человека, даже когда самого человека уже нет в живых.

Марина Васеничева - начальник отделения ЭКЦ УМВД РФ по ЯНАО: «После того, как костные останки просохнут, мы с помощью этой мельницы перемелем их в муку. В дальнейшем будем выделять ДНК и определять генотип».

Между тем, сами полицейские утверждают, никакая техника не может заменить опыт и чутьё настоящего профессионала. Долгое время ямальским полицейским приходилось полагаться именно на них. Да и, преступления были совсем иные…

Начало 20 века. Ямал - крайне дикая территория. Вековое отставание местных жителей усугубляется последствиями гражданской войны. Сразу после революции волостной ревком в Обдорске возглавил Иван Глазков. Среди задач молодой милиции - аресты белогвардейства, продразвёрстка, заготовка оленины и другого продовольствия для советской власти. В 30-е на смену Глазкову приходит 19-летний Василий Преображенский. Подготовленные кадры - большой дефицит. Милиции также не хватало обмундирования, вооружения и транспорта. До начала 50-х Ямал - территория с мощной репрессивной системой и сетью лагерей для заключенных. Её отголоски застал и бывший старшина милиции и конвоир Михаил Булашов. Преступлений было так много, что мест в тюрьмах округа не хватало.

Михаил Булашов - с 1954-1982гг - сотрудник ОВД по г.Салехарду: «Тогда же контингент какой был - все ссыльные. Ссылали сюда. Тогда возили сами в Воркуту. Сдавали кого в Лабытнанги. И до самой Воркуты возили».

Начало освоения сибирских руд пришлось на конец 60-х. Широким фронтом на территории округа разворачиваются геологоразведочные работы. Появляется понятие «вахтовый» рабочий. На Ямал устремились потоки мигрантов. Чтобы ограничить поток нежелательных лиц, в округе создается погранзона. А вместе с ней и новое подразделение в милиции. В их задачи входил паспортный контроль прибывающего населения.

Равиль Ниязов - с 1969-1988гг сотрудник ОВД по г. Салехард: «Каждый день мы пропусков оформляли на человек 50-60. Поток, поток постоянный был».

Период становления ямальского УВД совпал с бурными процессами на Ямале - на карте появляются новые поселки, ускоренными темпами развиваются транспортная схема и связь. Вместе с этим растет и преступность. Между тем, звук милицейской сирены ворвался в жизнь ямальцев в середине 70-х. Охрану порядка обеспечивали пешие сотрудники. И их также не хватало.

Равиль Ниязов - с 1969-1988гг сотрудник ОВД по г. Салехард: «Представьте себе, что 4 участковых в городе было всего. Представляете? Вот так».

Уже в начале 80-х в молодых городах округа организованы 5 городских, 6 районных отделов внутренних дел и 6 поселковых отделений милиции. Комплектовать кадры приходилось за счет приглашенных из разных уголков России сотрудников.

Валентина Гришина - в 1993г- начальник следственного отдела ОВД по Пуровскому району: «У меня напарник работал, а он из Салехарда. И он мне говорит, Валентина ни в коем случае - там морозы, показал ухо свое отмороженное - будешь такая старая. Звоню в управление, они говорят, мы вас берем. Только не в Салехард. А куда? Назвали Тарко-Сале».

Но, руководство УВД округа не обладало реальной властью: назначения руководителей подразделений, присвоение очередных званий и даже наказания - все это находилось в компетенции областного УВД в Тюмени. Переломным для ямальской полиции стало 7 января 1987 года, когда приказом министерства было образовано УВД Ямало-Ненецкого автономного округа. Такое решение было как нельзя кстати. 90-е были лихими: разгул преступности, криминальные разборки авторитетов не обошли и ямальский Север. Приезжие нувориши делили сферы влияния.

Анатолий Рыбаков - в 1991г - начальник дежурной части ОВД по г.Салехард: «Это было в 98-ом. Криминальные разборки между салехардскими и лабытнангскими группировками. Это на р. Обь. Задержали больше 40 человек и увезли в Лабытнангский изолятор только».

Но, лишь в 1999 году УВД автономного округа приобретает самостоятельность и становится силовой структурой равноправной с остальными субъектами России. 22 января 1999 г. министр внутренних дел России Сергей Степашин вручил ямальскому управлению собственное знамя. Сегодня ямальское управление - полноценная правоохранительная структура, в борьбе с преступностью способная решать самые сложные задачи.


Загрузка...