Речь уренгойского школьника заставила задуматься всю страну
Обычный ямальский школьник Николай Десятниченко из Нового Уренгоя на этой неделе заставил страну вновь вернуться к событиям Второй мировой. Его речь в Бундестаге, в которой он разглядел в немецком солдате человека, вызвала острую реакцию в России. Некие патриоты обвинили парня чуть ли не в оправдании фашизма. Война разгорелась теперь уже в прессе и социальных сетях. На защиту встали ямальские власти, интеллигенция, и даже Президент России. И, пожалуй, теперь за Колю можно быть спокойным. Но, вот что будет с нами? Ведь, оказалось, понимать и прощать, нам гораздо труднее, чем мстить. Сергей Шелковников - об оценках речи школьника в Бундестаге.
Оксана Десятниченко показывает книгу, которую её сын привёз из Германии. Немецкие школьники пишут о судьбах советских солдат, погибших на подступах к Берлину. Исторический проект совместный. Ничего оскорбительного, о чём сейчас пишут в интернете, у Николая и в мыслях быть не могло, говорит женщина. Да и после репетиции речи в Бундестаге вопросов не возникло.
Оксана Десятниченко - мама Николая Десятниченко: «Была делегация российская, не менее тридцати человек, как он пояснил. Среди которых были общественные деятели, военные, я так поняла, дипломаты были. И они эту речь всю внимательно прослушали, после речи подошли к нему, руку пожали. То есть никто не мог предположить, какой это будет резонанс».
Чуть позже происходящее в соцсетях назвали не иначе, как истерией. Николаю предлагали перечитать историю, приглашали приехать на поля сражений, пересмотреть документальные фильмы про концлагеря и уже потом выступать в Бундестаге. Нашлись и те, кто усмотрел в фамилии мальчика и учителя немецкого украинские окончания. На 'КО' - значит бандеровец. Такой вот псевдо-патриотизм. Оскорбления и угрозы оказались, что называется, 'за гранью'.
Но нашлись и те, кто вступился за школьника. Глава Нового Уренгоя сразу призывает одуматься - в его докладе речь шла о неприятии войны, кровопролития и фашизма. В правительстве округа заявили, что в обиду гимназиста и его семью никто не даст.
Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков заявил, что 'обвинять его в каком-то злом умысле, а тем более в какой-то пропаганде нацизма в администрации президента считают неверным'.
Губернатор Дмитрий Кобылкин на неделе в Совете Федерации говорил об этом. Отметил, с мальчиком знаком лично.
Дмитрий Кобылкин - губернатор ЯНАО: «Он активный участник патриотических площадок на территории Ямала. Я знаю его воспитание и чему его учили. Не нужно путать понятия, на которые наше общество среагировало, как на пропаганду нацизма. Я лично не увидел в этом пропаганды».
Директор Гимназии Екатерина Кашникова признаётся - даже если доклад был стилистически небезупречен - такая бурная реакция шокирует.
Екатерина Кашникова - директор новоуренгойской гимназии: «Конечно же, Коля не делал попыток переписать историю. Коля просто эмоционально сделал доклад на очень высоком уровне. При этом лингвистически текст доклада был недостаточно отработан. Это серьёзно, это претензия ко мне, как к руководителю, к руководителю проекта, но ни в коем случае не к ребёнку».
Одноклассники и друзья Николая Десятниченко недоумевают - более патриотичного парня в школе не найти. Половина его доклада была построена на воспоминаниях родного деда, который прошёл войну. И после таких обвинений даже как-то 'за державу обидно'.
Ученица гимназии: «Они начали просто угрожать, обзывать всячески. И это на самом деле ужасно было. Я расстроилась, можно сказать, за страну, потому что я не ожидала такой реакции от людей».
Сам Николай уверен - в своём докладе он говорил о мире и сострадании. И самое обидное, то, что его не поняли. А может и специально сделали так, чтобы не поняли другие.
Николай Десятниченко: «То, что они нарезали на ютуб, навыкладывали видео, где последнего абзаца нет, там самое важное, где я искренне надеюсь, что не будет войн, они убрали всё. Этот скандал из-за этого мог и раздуться».
Не повторится ли подобная массовая истерия в ближайшем будущем - вряд ли кто ответит. Но одно можно сказать с уверенностью, уже сегодня - произошедшее для Николая, его учителей, родителей, да и для всех россиян точно станет уроком. Уже новейшей истории.
Ну, и чтобы уж окончательно поставить точку в этой истории, мы связались с заслуженным учителем России, академиком Российской академии образования Евгением Александровичем Ямбургом, чтобы услышать его экспертное мнение как общественного деятеля и педагога:
- Что вы думаете о словах Коли Десятниченко, произнесенных в Бундестаге. Что в них было важного?
- Я при любой погоде буду защищать мальчика. И ничего антипатриотического и вызывающего сомнения он не сказал. Потому, что примирение над могилами нужно всем. Если мы хотим, чтобы в Германии к могилам российских солдат относились святостно, то и мы должны такие же вещи делать. Я увидел здесь стремление подняться над трагедией, тем более что поколения эти уходят уже. И никаких слов, которые можно назвать антипатриотическими не было.
- Почему слова школьника вызвали такую реакцию в обществе?
- Слова мальчика вызвали такую неадекватную реакцию в обществе, потому что вольно или не вольно мы в последние годы нагнетаем ненависть. И эти антизападные настроения, и стремление пиариться, показать какой ты великий патриот. И эту кампанию начали люди с очень сомнительным прошлым. Человек, который это всё начал, в интернете всё это есть - который продавал нацистскую символику в 90-х, а теперь говорит какой он патриот. И общественные деятели. За счет мальчика очень легко пиариться в этой ситуации.
- Не могу не спросить. На ваш взгляд, вторая мировая в школьных учебниках - всё ли сегодня так?
- В разных школах по разному это преподают. В тех школах, где хотят воспитать действительно патриотов, в хорошем смысле, а не в квасном - там даются разные точки зрения, детям право высказываться, поощряются дискуссии. Потому что, если мы сделаем всё, чтобы закрыть рот и запретить дискуссии, мы сами выталкиваем детей на улицы. А потом удивляемся, почему они те или иные силы поддерживают. Школа не на Луне. И всё что происходит вокруг должно иметь честный и откровенный разговор.