http://Top.Mail.Ru
У самого Карского моря. История главной арктической стройки | Ямал-Медиа
08 декабря 2017, 12:01 (обновлено: 30 июня 2021, 08:03)

У самого Карского моря. История главной арктической стройки

У самого Карского моря. История главной арктической стройки

Расстояние от Москвы до самого северного завода по производству сжиженного газа - как от Германии до Греции - 2300 км. Между тем, он находится на Ямале в Сабетте. Именно это место на ближайшие десятилетия станет центром газовой промышленности России и важным международным арктическим портом. Что такое - эта Сабетта для тех, кто еще не знает - в репортаже Елены Лысиковой.

Первыми, больше 40 лет назад, на берег Обской губы, где сейчас находится поселок Сабетта, пришли геологи. На месте базирования экспедиции построили небольшой вахтовый поселок. Открытое тогда Южно - Тамбейское месторождение - сегодня в пятёрке крупнейших на Ямале. В 2006-ом поселок почти опустел. Здесь оставались всего 19 человек. Мог ли кто-то тогда представить, что уже через несколько лет в Сабетте вырастет такой индустриальный гигант.

А начиналось всё в 2012-ом году с закладки первой капсулы в основание порта. Вопреки санкциям, политическим вызовам и кризису в экономике.

Дмитрий Кобылкин, губернатор ЯНАО: «Мы с вами закладываем большой мощный блок в госполитике России в Арктике».

От старта проекта Ямал СПГ до запуска первой линии потребовалось всего 4 года - самые современные технические разработки и, конечно, рабочие руки. В пик строительства в Сабетте трудилось больше 23-х тысяч человек.

В числе первых объектов рабочие со всей страны построили в Сабетте самый северный международный аэропорт. Как и всё здесь - с применением ноу-хау. К примеру, чтобы основание взлетной полосы не пострадало от низких температур, использовали специальную подушку.

Инзабек Гайнутдинов , главный специалист технадзора 'Ямал СПГ': «Укладываем геокомпозитный материал тераму, чтобы при сезонной оттайке вода не попадала на взлетную полосу».

Сейчас рабочие заканчивают возведение самого северного завода по производству сжиженного природного газа в мире. В экстремальных условиях. Зима с сильными морозами и пронизывающим ветром здесь длится 8 месяцев. Влажность 100%. Из-за близости Карского моря мороз кажется крепче на 10 градусов. Несмотря на это, строительство ведется круглосуточно в две смены. Техника не всегда выдерживает, а люди справляются.

Сабетта сегодня - впечатляет! Её сердце - завод. Конструкция похожая на ракету - главный криогенный теплообменник. Именно он сжижает газ. Таких установки здесь будет три. После запуска они будут производить шестнадцать с половиной миллионов тонн готовой продукции. Сборка самого завода велась по принципу конструктора. Только на первой линии - 61 соединение. Первые модули в Сабетту были поставлены ещё в прошлом году. Вес самого мощного - 5,5 тысяч тонн. Длина 97 метров.

В сентябре 2016 года Сабетту посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он освятил храм Святой Троицы и лично обошел почти всю гигантскую стройку.

Кирилл, патриарх Московский и всея Руси: «Вы здесь делаете великое дело. Я проехал на машине только от аэропорта до этого места и поразился объему производимых работ».

С высоты птичьего полета видно как от месторождения до завода вдоль всего поселка тянутся многокилометровые газовые нити. Они подходят к сепараторам. Когда завод заработает на полную мощь, они смогут очищать от примесей 27 миллиардов кубометров газа в год. Первая технологическая линия завода уже заработала. Пуск остальных намечен на ближайшие годы. С полным запуском завода «Ямал СПГ» Россия займет 10% мирового рынка газа. Запасов хватит на десятилетия. Впрочем, рекорды в Сабетте ставят не только на производстве, но и на льду. В апреле 2016-го на Обской губе прошёл самый северный турнир по хоккею в мире. Это стало заявкой в Книгу рекордов Гинесса.

Ямал СПГ - проект международный. Среди основных акционеров - компания НОВАТЭК, французская Тоталь, китайская Си Эн Пи Си и Фонд Шелкового пути. Всего в строительстве завода участвуют 15 стран. По суше в Саббету не доберешься. Стройматериалы, оборудование и продукты завозят сюда по Севморпути. Дорогу грузовым судам зимой пробивает ледокол.

В этом году в порт Сабетта зашел первый газовоз ледового класса «Кристоф де Маржери». Два рейса судна хватит, чтобы обеспечить голубым топливом такую страну как Латвия, сразу на полмесяца. Все дело в технологии. При сжижении природный газ уменьшается в объёме примерно в 600 раз. А после транспортировки его возвращают в исходное состояние. Прибытие газовоза в арктический порт - важное событие для всей страны. Это особо подчеркнул президент Владимир Путин.

Владимир Путин, Президент РФ: «Заход нового ледового класса танкера - это большое событие в освоении Арктики. Как и строительство самого порта Сабетта, куда танкер зашел, который построен в чистом поле, как у нас говорят, с нуля. Это хорошие капиталовложения, современные технологии, которые позволяют осваивать богатства Арктики».

Именно ледоколы в дальнейшем станут главными транспортировщиками сжиженного газа отсюда на материки. Через порт 'Сабетта' по Севморпути будут проходить и другие грузы.

Дмитрий Рогозин, заместитель председателя Правительства РФ: «Это создаст для СМП крайне привлекательный и очень конкурентный маршрут. А если мы потом его наполним грузами промышленного, индустриального Ямала, Сибири. Это сколько будет работать?».

Этой махине удалось вписаться и в вековые традиции территории. Старожилы поселка - ненцы - стройку одобряют. На лицензионном участке проживает более 200 коренных жителей. Здесь же пасут оленей. Через газопроводы животных перегоняют по специальным переходам. Добропорядочные отношения - и с этими обитателями Арктики.

За большой арктической стройкой следили журналисты, власти, международное сообщество. «Ямал СПГ» не переставал удивлять расстояниями, масштабами, цифрами и планами. Еще до запуска первой линии, руководство 'НОВАТЭКа' заговорило о досрочном запуске второго и третьего модулей. А власти региона о куда более далеких перспективах.

Дмитрий Кобылкин, губернатор ЯНАО: «И новые инвестиции появятся, и новые проекты и Ямал СПГ-2 и следующие проекты. На полуострове Гыдан - большая ресурсная база, немного другое обустройство. Полуостров будет отличаться от полуострова Ямал. В ближайшие годы мы всё это увидим».

После того, как завод заработает в полную мощь, вахтовый поселок станет опорной базой всего полуострова. В недалеком будущем Сабетту ждет ещё один грандиозный проект. К поселку планируют проложить железную дорогу. Она станет частью, так называемого, Северного Широтного хода. В таких климатических условиях нигде в мире строительство дорог еще не велось. 


Загрузка...