Новые артефакты. Ямальская воронка в фокусе ученых
Московские ученые, взяли новые пробы ямальской воронки. Напомним, она появилась год назад в районе озера Ярото. Это в 300 километрах от окружной столицы. Образцы породы, льда и газа отправятся в Сколковский институт. За работой ученых в экспедиции наблюдал мой коллега Максим Крячко.
Ямальская воронка для ученых Сколковского института - объект уникальный, то, о чем они только читали в интернете и видели на фотографиях, теперь можно потрогать руками.
Михаил Спасенных, директор центра добычи углеводорода Сколковского института науки и технологии: «Минеральный состав, собственно, эта воронка должна быть связанна не только с газом, но и с определенным типом пород, поэтому надо понимать, с каким типом пород мы имеем дело. Это, как раз, материал выброса».
Лед, песок, камень и газ. Изучение этих четырех фракций поможет ученым открыть тайну возникновения воронок и ответить на главный вопрос: что скрывает ямальская земля?
Михаил Спасённых, директор центра добычи углеводорода Сколковского института науки и технологии: «Смысл исследования этих воронок - это анализ потенциальных рисков, которые возникают вблизи жилых объектов, вблизи трубопроводов. Природа их до сих пор до конца не понятна».
Одни ученые предполагают: причина столь мощных взрывов кроется в таянии вечной мерзлоты. Другие считают: все дело - в образованиях глубоких разломах залежей газа.
Евгений Чувилин, ведущий научный сотрудник Сколковского института науки и технологии: « Мы хотим получить информацию о генезисе этого льда, об условиях его формирования. И, конечно, для нас важна информация о газе, который мог накапливаться».
С помощью этого шприца специалисты по мерзлоте берут остатки того газа, который, предположительно, прорывался сквозь землю, но точно можно будет сказать лишь после тщательных анализов.
Юлия Станиловская, специалист по мерзлоте: «Идея была такая, что, если какой-то газ мигрирует и выходит через ямальские озера, то, возможно, что в свежей воронке, которая образовалась год назад, до сих пор будет идти миграция газа и накапливаться подо льдом». Представители крупнейших нефтегазовых компаний с интересом наблюдают за ямальскими воронками, буквально по крупицам собирая всю информацию. То, что однажды произошло на Ямале, может произойти в любой точке Арктики.
Алексей Титовский, директор департамента по науке и инновациям ЯНАО: «Очень здорово, что такие мощные научные организации современные, обладающие необходимыми компетенциями, лабораторным оборудованием, мы видели, мы были там, очень сильные специалисты, очень сильные лаборатории, и мы надеемся все данные систематизировать и уже в прикладное русло их облечь».
Представители Сколковского института собрали несколько десятков килограммов различных пород и образцов льда. Теперь их предстоит изучить в лабораторных условиях и сравнить с теми, что были собраны на других ямальских воронках. Но на это уйдет не один месяц.