В Петербурге вспомнили историю главного управления Севморпути
Северный морской путь, а точнее его главное управление, отмечает 85 лет со дня создания. Эта структура не только обеспечивала судоходство в советской Арктике, но и какое-то время вообще ведала всем развитием Севера. О прошлом и будущем Севморпути говорили в петербургской штаб-квартире Русского географического общества. Виталий Зуев подробней.
Виталий Зуев, корреспондент: «Новые универсальные атомные ледоколы строят здесь, на Балтийском заводе. «Арктика» и «Сибирь» уже на воде, «Урал» пока что на стапеле. Новый этап в истории Севморпути - прямой экспорт ямальского СПГ - стартовал без них. Но продолжиться может только с их помощью».
Атомоходы заменят выбывающие из строя ледоколы и станут гарантией продолжения арктического судоходства на десятилетия. 85 лет назад - в конце декабря - было создано главное управление Северного морского пути. Памятную для многих поколений полярников дату отметили в петербургской штаб-квартире РГО. В отдельные годы под прямым управлением структуры находилось до 40% площади страны, и это не только то, связано с морским транспортом, но и промыслы, заводы и даже просвещение местного населения. Тот рывок на Север называют золотым веком Арктики. Специалисты спорят о том, что лучше использовать из того опыта сегодня. Копировать вряд ли можно - сейчас другое время. Но в чем сходятся эксперты - транспорт всему голова.
Владимир Блинов, специалист Арктического выставочного центра «Атомный ледокол «Ленин», г. Мурманск: «В первоначальном освоении территории, ключевую роль играет транспорт. Вот почему и Севморпуть выбрали в этой ситуации и, вытянув это звено, через Севморпуть развернуть всю эту социально-экономическую инфраструктуру, то есть они заложили основы к 38 году».
Имена Папанина, Шмидта и десятков других полярников вошли историю. Чтобы наследие героев сохранялось и дальше, предлагают создать самый северный музей в мире - на земле Франца-Иосифа в бухте Тихой планируют на частные средства отреставрировать ангар для самолетов. Его построили еще 32 году. Сейчас бухту ежегодно посещает до тысячи туристов, отправляющихся на Северный полюс на атомных ледоколах.
Павел Филин, руководитель проекта Арктического музейно-выставочного центра: «Была организована специальная экспедиция, в которую входили специалисты - архитекторы, инженеры. Они осмотрели конструкции, там сейчас сохранились фермы, обшивка практически полностью вся отсутствует, внутри еще ледник остался, который надо вымораживать. В общем, еще серьезные, большие работы требуются».
Ангар не будет пустым - предполагается поставить там макет полярного самолета У-2. Реализация музейного проекта в высоких широтах со всеми согласованиями должна занять 4 года. Примерно к этому же времени и объем грузоперевозок по Северному морскому пути должен намного превысить любые советские рекорды.