Есть такая профессия – чум защищать
Теперь все официально. Реестр профессий России в скором будущем пополнит должность - «чумработница». Это жена оленевода, которая ведет хозяйство в чуме. О женщинах для кого работа это жизнь, а жизнь это работа расскажет Анвар Кабулов. Специальный репортаж выпуска.
Анвар Кабулов – корреспондент: «У слова тундра хоть и женский род, характер у нее самый, что ни на есть мужской, так же и тундровых женщин».
Они кардинально отличаются от поселковых или же городских представительниц слабого пола. Здесь не до сериалов, посещений спа-салонов и скуки. Здесь все по-взрослому. Это тундра.
Корреспондент: «Нина Николаевна, с чего сегодня день в вашей семье начнётся?»
Нина Атаман: «Ну, дрова рубить, а там и пища будет, чай пить будем, кушать будем».
Нина Атаман - так зовут нашу героиню, родилась и выросла в Полуйской тундре в семье оленеводов. С малых лет познала все особенности тундровой жизни. Здесь принято помогать взрослым практически с первых годов жизни. В том числе и колоть дрова.
Нина Атаман: «Это вот так каждый день. Нет, почему есть, что женщины могут шить. Кушать приготовить. Надо сегодня побольше порубить на дня 2 – 3, тогда не будет каждый день».
Логика железная. Не поспоришь. Дрова нарубили, огонь развели. Теперь бы чайку да покушать приготовить. В квартире для этого нужно открыть кран и набрать воды. В чуме алгоритм действий другой.
Нина Атаман: «Верхний слой нужно убрать, потому что тут олени. Ветер мусор поднимает, снег поглубже нужно брать таким вот образом».
Не жизнь, а сказка. Правда, не о царевне или принцессе, а о золушке. Для поселковой женщины это все покажется каторжным трудом, для Нины Николаевны это обычная ежедневная жизнь, рутина. Расслабляться некогда.
Нина Атаман: «Специально бывают кустики, чтобы оббивать, чтобы не поломать палки».
Павел Атаман, супруг Нины, из славного рода рыбаков. Он, как и его предки, занимается рыбодобычей летом, а зимой оленеводством. Труд Нины Николаевны, как и саму супругу, ценит и уважает. Новость о том, что профессию «чумработницы» узаконят, воспринял с неподдельной радостью.
Павел Атаман: «У нас всегда чумработница была на первом месте, это не профессия, это жизнь женщина в чуме, от нее все зависит, если она хорошая женщина, она одевает, шьет, выделывает шкуры».
Ни выходных, ни отпусков не знает тундровая женщина Нина Атаман. Трудно назвать ее домохозяйкой или даже, чумработницей. Ведь ее труд выходит далеко за границы ведения домашнего хозяйства. Летом, когда муж на рыбалке Нина Николаевна сама смотрит за оленями. И ружье готова взять в руки, чтобы защитить от медведей, животных. Чего-то бояться или о чем-то жалеть тундровички просто не умеют. По их мнению, это бессмысленно.