Через тернии к звездам. На Ямале создана собственная научная база
На этой неделе российские ученые отметили День науки. Несмотря на огромную историю, достижения, труды и фамилии, праздник молодой, в этом году ему всего 18. Возможно, и таким образом, государство, после долгого забвения, решило вновь протянуть ученым руку.
Многие десятилетия научные исследования на Ямале велись «вахтовым методом». Ученых попросту заказывали для проведения конкретных работ. С 2010-го правительство округа взяло курс на создание собственной научной базы. 5 лет назад открылся Научный центр изучения Арктики, заработали госпрограммы по поддержке научных исследований. О том, как это всё работает сегодня - в специальном репортаже выпуска.
Ростислав Локтев – учёный: «Засекаю время и начинаю равномерно вытаптывать эту площадку».
Вот так шаг за шагом молодой ямальский ученый Ростислав Локтев дошел до очевидного - в районе озера Заячье на Полярном Урале превышена допустимая нагрузка на экосистему. Иными словами, с туристами перебор.
Ростислав Локтев - младший научный сотрудник Научного центра изучения Арктики: «По моим оценкам, там 4-5 степень дегрессии при которых надо полностью прекратить занятие туризмом и направить все силы на восстановление».
Ещё недавно аспирант госуниверситета из Барнаула определял влияние туризма на экологию в горах Алтая. С развитием отрасли на Ямале, потребность в таких исследованиях появилась и здесь. Так Ростислав оказался в Научном центре изучения Арктики, где большинство - такие же как и он молодые ученые.
Учёные: «Я из Новосибирского научного центра, я из Москвы, Тюменский госуниверситет».
Специалист по вечной мерзлоте Ярослав Камнев географию Ямала пока изучает по местам установок приборов для исследования. В округе он всего полтора года. Термометрическая скважина на Гыдане, прибор, следящий за глубиной сезонного протаивания в Харпе, такой же в Салехарде. Результаты его научной работы должны стать руководством для полярных строителей.
Ярослав Камнев - старший научный сотрудник Научного центра изучения Арктики: «Чтобы вовремя прогнозировать и оценивать влияние антропогенного фактора, предотвращать повреждения зданий из-за протаивания вечной мерзлоты».
Прикладной характер научных работ - одно из главных пожеланий учредителей центра - окружного департамента по науке. Она должна идти впереди промышленности и служить обычным людям. В том числе, тундровикам.
Социальному самочувствию коренных северян - посвящены сразу несколько из десятков тем, которые накануне Дня науки утверждал научный Совет. Какова роль женщины - ненки в современном мире - чтобы ответить на этот вопрос выпускница герценовского института Стелла Сэрпиво, кажется, объехала весь округ. Хотя многое, и сама учёная, выросшая в тундре, знала наперед.
Стелла Сэрпиво - научный сотрудник Научного центра изучения Арктики: «Мы можем не только внешне всё это описать. Как этнографы-северяне мы эту тему можем глубже изучить нежели другой этнограф приезжает. Ему сложнее. Он не знает каких-то моментов».
Как правильно восстанавливать тундру? Этим вопросом ямальские ученые задались в прошлом году.
Александр Мажаров - заместитель губернатора ЯНАО: «Мы знаем, что у нас есть серьезные проблемы в этом направлении. И те работы, которые были проведены, последние 40 лет этим вообще никто не занимался и не думал даже об этом».
Телефон в кабинете директора окружного департамента по науке почти не замолкает. В стадии разработки сразу 12 инновационных проектов. Создавать научный фундамент приходится на территории, где никогда не было академической науки. Пойти на подобный эксперимент, говорит руководитель департамента Алексей Титовский, сегодня вряд ли отказались бы и другие такие же регионы. Всё дело в возможностях.
Алексей Титовский - директор департамента по науке и инновациям ЯНАО: «В прошлом году объем средств, который был выделен на научные исследования составил 65 миллионов рублей. В этом году сумма увеличена почти на 10 миллионов рублей».
Самые дорогостоящие работы у ямальских археологов. Исследования в округе они начали раньше всех - в 2012 году, с запуском окружной программы. Их главная цель - восстановить историческую справедливость. А вместе с ней и саму историю коренных северян.
Наталья Федорова - заведующая сектором археологии Научного центра изучения Арктики: «Мы эту историю поднимаем с других времен и показываем - вот та история, которая была здесь у предков древних ненцев, хантов. Она ничуть не меньше важна, ничуть ни меньше интересна, чем история скандинавов, русских, славян и т.д.».
Открытия ямальских археологов настолько важны, что сегодня они на равных говорят с учеными из разных стран. Это стало понятно на впервые прошедшей на Ямале международной археологической конференции.
Наталья Федорова - заведующая сектором археологии Научного центра изучения Арктики: «Здесь мы действительно занялись фундаментальной наукой. Чего мы достигли? Это было хорошо понятно на этой конференции, когда все говорили, что они никак не ожидали такого сильного коллектива. То, что к нам приехали около 70 человек из разных центров России и зарубежья, это уже показатель».
Эрик Хёсли - профессор университета, Швейцария: «Здесь очень интересный проект. Смотреть как работать на таком месте, где совсем другие условия, где мерзлота, где совсем другие транспорт и организация стройки».
Практика для студентов в Арктике. То, зачем профессор швейцарского университета Эрик Хёсли приехал на Ямал. Будущим инженерам желательно знать как строить мосты и дороги в таких широтах. Опыт подобной научной дипломатии у Ямала есть. В прошлом году ямальские студенты работали с немецкими коллегами над проблемой восстановления тундры после пожаров. Сегодня округ готов вложиться в целый студенческий научно-исследовательский стационар. Возможно это поможет не только вернуть наших выпускников вузов на Ямал, но и вовлечь их в арктическую науку.
Алексей Титовский - директор департамента по науке и инновациям ЯНАО: «Очень надеемся, что те ребята, которые сегодня учатся в вузах - Москве, Тюмени - они вернутся сюда и сделают уклон в естественно-научное направление».
Ежегодно в округе проводится до полусотни научных экспедиций. Растет интерес к исследованиям ямальских ученых. Пока они сильны далеко не во всем. Поэтому, в числе ближайших задач - кооперация с большой наукой. В 2016 году Ямал впервые привлек гранты Российского фонда фундаментальных исследований и Всемирного фонда дикой природы. Средства пошли на 14 экологических и биологических проектов.