Чумовые невесты. Сила – в слабости?
В реестр профессий России вошла должность «Чумработница». С 2018-го года ямальские тундровички официально стали получать зарплату. Между тем, этнографы предупреждают: независимость хозяек чума может иметь негативные последствия. С проблемой дефицита невест в тундре уже столкнулись некоторые регионы нашей страны.
Елена Лярская - этнограф, научный сотрудник Центра социальных исследований Севера: «На Ямале сейчас ситуация складывается таким образом, что нет нехватки девушек - невест для тундровиков. Есть представления о том, что в некоторых местах девушки меньше едут, реже едут, вообще не едут. Пока мы фиксируем на Ямале наличие этого представления. Но не так как 20 или 30 лет назад в Магаданской области, где оленевод означало «принудительный целибат». Человек, ставший оленеводом, вынужден был жить один, потому что никто не хотел ехать жить в тундру. Или так, как сейчас на Кольском полуострове, который женился и либо перестает быть оленеводом, либо переезжает в тундру один, а жена к нему приезжает только летом - сбирать ягоды. Вот такая ситуация для Ямала сейчас не характерна. Один из самых удивительных примеров, который поражал моих коллег, которые работали на Ямале, - то, что девушки для того, чтобы поехать в тундру, специально шьют платья. Потому что во всем остальном пространстве тундра настолько место, где не живут женщины. Это место, куда ты одеваешься в суровую походную одежду и сшить нарядное платье, чтобы поехать в тундру - это нонсенс. Эта ситуация и является отчасти уникальной».