В Петербурге начали подготовку кочевых учителей
За парты садятся учителя. В Петербурге начали подготовку педагогов начального образования для кочевых школ Ямала. 14 студентов-заочников приехали в Герценовский университет, чтобы учиться по уникальной программе, созданной специально для нашего региона. Чему научит кочевой учитель, выяснял Виталий Зуев.
Будущие учителя ямальских кочевых школ уже работают - в основном, в Ямальском, Тазовском и Приуральском районах. Но сегодня они студенты - и это единственная стране такая группа. Мария Яптик родом из Ямальского района, но живет в Салехарде. Недавно отучилась колледже на педагога и не против учительствовать в тундре.
Мария Яптик, Салехард: «Мое детство прошло в тундре мне это очень интересно - выезжать к родителям и просто к детишкам, которые не знают, что такое русский язык и русский быт и наша задача подготавливать их».
В этот приезд изучают в, частности, психологию ребенка, этнологию, информационные технологии и историю родного языка. Студенты говорят: чтобы работать, например, в тундре необходимо знать язык своих учеников, кочевой быт и правила поведения.
Юлия Кустова, доцент кафедры этнокультурологии ИНС: «Носитель культуры, который сам с ней знаком изнутри, знает чему обучать конкретных детей в этой культуре и какими методами это можно совершить».
Программу разрабатывали 30 экспертов Герценовского университета, а сами занятия проходят в институте народов Севера и институте детства. Подготовка включает в себя и стандартные для всей страны компоненты и то, что отличает Ямал и кочевое образование от других. Например, русский язык детям, которые его не знают, будут преподавать иначе.
Лариса Савельева, профессор языкового образования ребенка, доктор педагогических наук: «Мы поможем им посмотреть на русский язык с совершенно других позиций, потому что грамматика для тех, кто изучает русский как неродной или как иностранный, она абсолютно другая, это другой взгляд на привычное явление».
Окружающий мир тоже учат преподавать по особому - чтобы показать научный взгляд на природу Ямала как части всей планеты, уделят внимание и экологическому воспитанию в начальной школе. Некоторые студенты говорят, что готовы работать и в кочевом детском саду.
Светлана Котова зав. кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка РГПУ им. Герцена: «Они могут сохранить свои те рабочие места , с которых они пришли, сюда поступили на эту программу, могут поменять место и перейти работать в кочевую школу, могут создавать такие кочевые школы, выступать методистами, я думаю.»
Дипломы о высшем образовании учителя начальной школы они получат через 4 года. Ямальцев зачислили на второй курс - перезачли предметы, пройденные в колледже.