В сети культуры или культура в сети? Форум в Салехарде продолжается
Развлекать, вовлекая - как сделать зрителя соучастником культурного события - это один из главных вопросов арктического культурного форума, который так и называется 'Культура участия - культура будущего'. Он собрал в окружной столице порядка 400 человек из 10 регионов. Сегодня день мастер-классов и тематических секций. На них побывала Галина Чечикова.
Человек из будущего на секции 'Культурные центры будущего'. Пока большинство рассуждает о причинах неудач, Николай Атаманов - о вариантах успеха. Они апробированы в городском доме культуры Муравленко. Репертуар как в любом муниципальном заведении. В зале 400 мест и ни одного свободного во время представлений, говорит худрук. Формой подачи привлекают зрителей.
Николай Атаманов, художественный руководитель городского дома культуры г. Муравленко: «Зритель - вплоть до того, что он может оказаться на сцене в любой момент, может спеть, станцевать вместе, пообщаться с актерами в какой-то из мезансцен».
Человек пойдет в культурный центр за положительной эмоцией. Это - не обсуждается. Основная дискуссия - вокруг того, как и чем вызвать восторг. Например, баянисту регионального дома культуры, когда никто не слушает и продвинутые режиссеры не дают продвинуться. И что делать, если молодежь ничего не хочет, теряя интерес к традиционной культуре, сетуют в зале. Перевернуть сначала свое сознание, а потом и молодежь подтянется, рассуждает уже в интервью один из авторитетных спикеров.
Андрей Торяник, советник председателя комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга: «Оставляйте, код основной, свои легенды, например, но делайте аранжировки другие, современные, чтобы молодежь пританцовывала при этом исполнении».
И тут простор для фантазии, в том числе и музейных работников. Рассуждают уже на секции 'Современный музей - изобретатель ценностей места', призывая музейщиков активно занимать свои ниши в соцсетях, куда вскоре пойдёт не только молодёжь, но и как выразился один из спикеров: «старушки оторвутся от сериалов и принесут своё одиночество'.
Евгений Фатеев, видеоблогер: «Тебя нет в соцсетях - тебя нет. То, что сейчас формируется - вот это все, в том числе и присутствие в сети - это удивительная новая реальность будет очень много определять материальном».
Скидки, бонусы, конкурсы и предложения, все это также будет в сети, чтобы зритель пришел в музей, говорят специалисты. А вот задержать его в нем как можно дольше смогут лишь новые формы. И они также внедряются. Правда, пока в эксклюзивном формате.
Галина Чечикова, корреспондент: «Есть прецеденты, когда мини-театры соединяются с библиотеками или с музеями. И, к примеру, дважды в неделю актеры - не обязательно профессионалы ставят моноспектакли, существуют библиотеки по профилю, библиотека комиксов, например. Да, даже кафе, расположенное на территории культурного учреждения, может быть дополнительным инструментом для привлечения посетителей. Эспрессо, дайте, пожалуйста».
В век капитализации даже театр начинается с буфета, что говорить о музеях, библиотеках, центрах культуры. Начать преобразования эксперты рекомендуют с чашечки кофе. А там и массовый зритель подтянется, и новые идеи, и дополнительные возможности.