Строить из своего. Может ли Ямал наладить производство стройматериалов?
Минстрой утвердил норматив средней стоимости жилья в регионах России на II квартал 2018 года. Впервые за девять лет он был понижен. Самая высокая средняя рыночная стоимость жилья установлена для Москвы - 91 тыс. руб. за 1 кв. м. В тройку самых «дорогих» регионов также вошли Санкт-Петербург и Сахалинская область. На Ямале квадратный метр оценен в 49 996 рублей. Это на 5 тысяч дороже, чем в соседней Югре. Между тем, рыночная цена отличается от установленного норматива государством. И, порядком кусается. По мнению экспертов, удешевить стоимость квадратных метров жилья могло бы собственное производство стройматериалов. Есть ли перспективы развития этой отрасли на Ямале - выясняла наш корреспондент Марина Подгорная.
Валерий Папаяни, генеральный директор предприятия по производству щебня: «Для того, чтобы производить качественный асфальтобетон нужны узкие фракции. Вот я вам сейчас покажу одну из узких фракций. Это щебень».
Месторождение кварцевых диоритов Подгорненское. Геологи до сих пор считают уникальным. Гранитный щебень здесь самой высокой марки - 1400. Прочный и морозостойкий. Но покупать качественный продукт ямальские строители не торопятся, - говорит Валерий Папаяни. Небольшими партиями щебень используют при строительстве местных автодорог. Несмотря на трудности рынка, наличие такой сырьевой базы для развития собственного производства явный плюс.
Валерий Папаяни, генеральный директор предприятия по производству щебня: «Сами мы потребляем где-то порядка 25-35 тысяч, и на сторону где-то до 30 тысяч. Я думаю, где-то до 100 тысяч в год пока».
Мощная сырьевая база, именно она когда-то позволила создать на Ямале собственный строительный комплекс, - вспоминает заслуженный ветеран стройиндустрии Игорь Шаповалов. В Харпе, куда он приехал трудиться молодым инженером на завод ЯНГЖБ, был создан полный цикл производства стройматериалов до сдачи домов под ключ. Сегодня масштабное производство, как и заводы в Надыме, Новом Уренгое и Ноябрьске закрыты. Тогда, с началом рыночной эпохи свое взяли минусы. Главные - нехватка энергоресурсов и дорог.
Игорь Шаповалов, председатель Совета ветеранов Тюменской области: «Почему все это заглохло? Но это вопрос сложный. Нашли целесообразным завозить строительные блоки, материалы. Ну, а сейчас, что ведется там. Стройки-то нет. Ямбург закончили, должны выходить на Арктику. Ну, хорошо в Сабетте - это другая организация, не 'Газпром'. Они молодцы».
Сегодня девяносто процентов строительных изделий в округ завозят. Высокие тарифы на коммунальные услуги 'кусаются' и не позволяют на полную развернуться тем, кто хотя бы что-то производит. В результате малые объемы производства. Как, например, на этом предприятии в Новом Уренгое. Все, что здесь выпускают, идет на строительство жилых комплексов в городе. Однако, это ничтожно мало. Основные стройматериалы - привозные.
Леонид Спиранский, начальник строительного производства: «Хотелось, чтобы как можно больше материалов производилось в местных условиях, чтобы себестоимость материалов была бы меньше».
В советское время строительные тресты, расположенные в Новом Уренгое гремели по всей стране. Жилье возводили передовыми темпами - до 80 тысяч квадратных метров в год. Молодым специалистов приехал на Крайний Север Валерий Лазарев. Он прошел путь от мастера стройучастка до генерального директора 'Ленуренгойстроя'. Лазарев вспоминает, строительных материалов и тогда катастрофически не хватало. Многое завозили по воде, железке и даже по воздуху. Тогда и построили в городе завод по выпуску кирпичей. Сегодня этот знак - молчаливое напоминание о провальном эксперименте.
Валерий Лазарев, генеральный директор строительного предприятия: «Мы пробовали кирпич сразу, но он не прошел по морозостойкости. Максимум две зимы и он разваливался весь».
Молодым специалистом приехала на Ямал и Алла Спивакова. На заводе 'Ямалнефтегазжелезобетон' в приуральском Харпе прошла путь от рядового инженера до начальника производственно-технического отдела. Сегодня ветеран строительной отрасли вспоминает о главных плюсах производства. Наличие собственной сырьевой базы, удобная транспортная схема и дешевая рабочая сила - осужденных местных колоний.
Алла Спивакова, заслуженный ветеран стройиндустрии: «Рабочий состав из спецконтенгента. Осужденные 18 колонии, когда построили ЖБИ -1 там был подземный переход прямо от колонии до завода. Они раздетыми проходили по подземному переходу на завод».
Именно, чтобы уйти от привозной дороговизны и затевались собственные производства на Ямале. Дорогая электроэнергия, высокие цены на стройматериалы, отсутствие возможности развернуться, чтобы продавать и сложная транспортная схема. Вот главные камни преткновения. Но спорили, что дешевле и тогда - ведь стройматериалы еще необходимо было доставить до места строительства. И даже сторонники своих заводов признавали транспортировка - большая проблема.
Леонид Спиранский, начальник строительного производства: «Была бы логистика, то и доставка была бы гораздо дешевле».
Глава Харпа Артур Чебан уверен, строительство Северного Широтного хода предоставит реальный шанс для возрождения собственного стройпроизводства.
Артур Чебан, глава администрации п. Харп: «И с развитием российских железных дорог, по проекту они должны будут протянут сюда вторую линию. Харп - это узловая база, которая способна, как пункт скопления и перераспределения материалов работать, но и как производственный центр. Чтобы производить что-то и направлять по Ямалу свою продукцию».
Однако, пока вопрос о возрождении на Ямале стройиндустрии - остается открытым. В регионе, где активно ведется строительство, сегодня востребованы легкие, прочные и недорогие стройматериалы. Так же, как и новые технологии. Масштабное производственно-промышленное и транспортное строительство потребуется и в связи с освоением и развитием Арктики.