Строго на Север. Оленеводы Приуралья каслают на летние стойбища
К Уральским горам и Карскому морю. Оленеводы Приуралья начали каслание на летние пастбища. Тысячи животных уже вышли на знакомый маршрут. С бригадой потомственного оленевода повстречался наш коллега Анвар Кабулов. Он узнал, как проходит отел, и чего опасаются оленеводы в долгом пути.
Леонид Тайшин, оленевод: «Деды и прадеды, дети - все в оленеводстве. Никто не из их рода не остался жить в поселке». Их жизнь движение, стремительное, как и главная река их жизни - Обь.
Леонид Тайшин, оленевод: «Время настало. Ставили зимовки заранее. Сейчас проходим на «весновку» километров 150. Сейчас уже отел».
При переходе с зимних на летние стоянки оленеводы с животными преодолевают от 30 до 60 километров. Все зависит от погоды и самих оленей. Ведь весна это обновление всего живого, рождение новой жизни - время отела. В этот период северные животные особо уязвимы. Нередко в пути рождаются маленькие оленята. По словам бригадира, в их стаде родилось 4 малыша. Это, с одной стороны радость, с другой, дополнительные заботы.
«-Медведь нападает на маленьких новорожденных телят. И орлы и лисы».
Зимовка в этом году выдалась не простой,- сетует Леонид Дмитриевич. Маленькие олени приболели. Да и обильные снегопады на непромерзлую землю усложнили процесс питания северных животных. Ягель, по словам оленеводов, прилип к земле, и, оленям, стало трудно его добывать из-под снежного покрова. А ведь именно этот мох является главным источником энергии в рационе животных. Сейчас Тайшины, как и большинство оленеводческих родов Приуралья, уходит на Север, к Уральскому хребту, а затем к побережью Карского моря.
До места «летовки» Дмитрию Леонидовичу и его бригаде еще каслать более 200 километров! А по всем приметам погода будет портиться, начнется пурга. Вот такая она жизнь оленевода - не мед и не сахар.