От рядового лаборанта до кандидата наук. Виктору Штро - 70
Директор старейшей научной площадки округа - научно-исследовательского стационара Академии наук, расположенной в Лабытнанги, - Виктор Штро на этой неделе отметил юбилей. Из своих 70 лет стационару он отдал больше половины. Благодаря преданности делу, Виктор Георгиевич сумел сохранить базу и коллектив в непростые 90-е. Больше полувека научно-исследовательский стационар остаётся главной базой для комплексных исследований природы Севера. Ежегодно сюда приезжают учёные со всего мира. Несмотря на возраст, уходить на пенсию Виктор Штро пока не собирается. О чём мечтает юбиляр - выясняла Марина Подгорная.
«Вот этот ножечек, который мне подарил Вячеслав Сосин. Он был директором нашего стационара».
Жажда исследований и любовь к путешествиям. Почти полвека назад, именно это сыграло главную роль в выборе его профессии. Биолог Виктор Штро прошел путь от рядового лаборанта до старшего научного сотрудника и кандидата наук. И уже четверть века он руководит научным стационаром при Академии Наук.
Виктор Штро, директор Арктического научно-исследовательского стационара: «Меня вызывают и говорят, вот ваш стационар, коллектив вашего стационара проголосовал за то, что вы будете директором. Это с 94, да». Между тем, ученый и сегодня продолжает работать в поле и ставить эксперименты. Львиную долю своих научных трудов Виктор Штро посвятил исследованию песцов. Признается, на это ушла вся жизнь, но главное достиг того, что хотел. Защитил диссертацию и даже выпустил целую книгу. Ямал для песцов - отчий дом, где хищники обитают целыми тысячами. Нигде в циркумполярном мире ни на Аляске, ни в Норвегии и ни в Канаде, - больше такого нет.
Виктор Штро, директор Арктического научно-исследовательского стационара: «Ямал и Гыдан - самая лучшая территория для песцов, где они могут рыть норы. В остальных, например, на Таймыре, им уже значительно хуже. Потому что там щебенка».
Сохранить то, что уже сделано и увлечь наукой как можно больше молодежи - главное, о чем сегодня мечтает Виктор Штро. Мешают финансовые трудности, бытовые и жилищные проблемы. Именно, из-за них многие молодые исследователи уезжают из страны. Тем не менее, в Арктическом стационаре, это удаётся. Супруги - ученые Наталья и Александр Соколовы яркий тому пример. Почти всегда в поле, исследуют разноликую пернатую фауну и непоседливых грызунов. Поддерживают связь с зарубежными учеными и выигрывают Международные гранты.
Александр Соколов, старший научный сотрудник Арктического научно-исследовательского стационара: «Виктор Георгиевич, конечно, корифей, наш учитель. Корифей ямальской науки. Основной объект его изучения песец и мы, безусловно, продолжаем им заниматься, но сейчас в русле экосистемных исследований, начиная с 2008 года, появился у нас новый метод. Благодаря участию в проекте Международного Полярного года и благодаря тому, что появились новые технические возможности, так называемые автоматические фотокамеры».
Сложно представить, но сам Виктор Штро ни разу не был заграницей. Даже свой отпуск чаще всего проводит на Ямале. Вот и сейчас собирается с ихтиологами на Гыдан. На приглашения зарубежных родственников из Германии и Канады отвечает отказом. Другое дело - молодежь. Её директор стационара готов поддерживать во всем. Студента-аспиранта из Перми Ивана Фуфачева на Ямал привели хищные сапсаны. Уже в шестой год он изучает их в северных широтах. А вот останется ли Иван здесь работать надолго, пока не знает - мешают бытовые проблемы.
Иван Фуфачев, ученый: «Жилье - трудность, я, грубо говоря, в гостинице вообще живу. Туалета нет, душа нет. Баня дорогая».
Виктор Штро не теряет надежды и уверен, для молодых исследователей на Ямале будут созданы все условия. В августе введут в строй новый административный корпус. С удобными кабинетами, просторными душевыми и теплыми туалетами. Старые научные лаборатории тоже не закроют на ключ. В них уже заменили старые двери и окна и размещают оборудование для научных экспериментов. Но, проблем, к сожалению, еще очень много. Это и заработная плата и нехватка денег на полевые исследования.
Виктор Штро, директор Арктического научно-исследовательского стационара: «Если раньше, в советское время, зарплата была 100 рублей в месяц и тебе давали 100 рублей полевых. То сейчас эти 100 рублей полевых они остались в день. Человеку дают 3 тысячи на весь сезон».
Благодаря Виктору Штро в стационаре накоплен и уникальный архив работ и фотографий предшественников, собранный им по крупицам. Среди них известные ихтиологи и зоологи. Станислав Шварц - создатель единственной и уникальной научной базы в высоких широтах - значится отдельной строкой. Здесь же находится и личная библиотека академика. Сегодня Виктор Штро, не только главный хранитель его научных трудов, но и автобиографии.
«Он в 52 году приехал на север. Повезло ему, попал на речку Щучье, на устье реки Хадыты».
Сам Виктор Штро остаться в истории никогда не стремился. О его скромности ходят легенды. Живет в родительском доме, которому уже шесть десятков лет. Говорит, круглая дата, - лишний повод еще раз вспомнить самых близких и дорогих людях - тех, кого рядом уже нет - бабушку и маму. Их в далеком 42-м привезли на Ямал из блокадного Петербурга в село Пуйко Ямальского района. Там в 48-м и родился будущий ученый. В Лабытнанги семья переехала, когда ему было пять лет. Сегодня рядом сестра, племянники и внуки. В его день рождения они как обычно соберутся все вместе за праздничным столом. Шумных вечеринок Виктор Штро никогда не любил.