Северный полюс. В Петербурге готовятся к строительству ледостойкой платформы для Арктики
В Петербурге обсудили будущее строительство уникального судна - ледостойкой платформы «Северный полюс». С ее помощью учёные рассчитывают возобновить работу дрейфующих станций в Арктике. Подробности - у Виталия Зуева.
Петербургский океанолог Александр Ипатов последние 10 лет активно работает в экспедициях - он участвовал в трёх дрейфах полярных станциях. Говорит, в профессиональный праздник у полярников главная тема - строительство ледостойкой платформы. Ведь с 13 года дрейфующих станций не было - не осталось подходящих льдин.
Александр Ипатов - научный сотрудник отдела океанологии ААНИИ: «В случае возникновения нештатных ситуаций, а лёд, он двигается, и эти ситуации, они скорее в порядке вещей. Не будет необходимости срочно гнать, предположим, ледокол, или, как вот на 32, воздушную экспедицию для эвакуации. То есть будет больший запас прочности».
В появлении ледостойкой платформы «Северный полюс» заинтересованы все - и сами полярники, и военные гидрографы, и учёные, изучающие климат. Чтобы прогнозировать, что будет с климатом хотя бы лет через 30, им не хватает данных.
Владимир Катцов - директор Главной геофизической обсерватории им. Воейкова: «Высокоширотные компоненты этих климатических моделей, они нуждаются в дальнейшем очень серьезном усовершенствовании. Для того, чтобы усовершенствовать модели, необходимы наблюдения».
Пополнение научного флота припишут к порту Петербурга. Длительность каждого арктического дрейфа, как ожидают специалисты, составит от полутора до двух лет. А срок службы - 25 лет. С появлением уникального судна связывают привлечение к полярным исследованиям молодых ученых - новинка даст и современные условия труда, и научные перспективы.
Александр Макаров - директор ААНИИ: «Будет научная программа ежегодно в течение долгого времени, и гарантированно, что ты сможешь получать данные, их обрабатывать, усваивать, прочее. И когда у тебя есть поток этих первичных данных, у тебя есть большие возможности, основания в научные проекты какие-то включаться и так далее».
Такой платформу представляли прошлым летом, но оказалось, что это - всего лишь один из эскизов. Рабочий проект сейчас готовят Адмиралтейские верфи. Росгидромет заключил с петербургским предприятием договор и на постройку уникального судна за почти 7 миллиардов рублей. На «Северном полюсе» будет 14 членов экипажа и 40 исследователей, они смогут работать и на борту, и в ледовом лагере. Владимир Соколов - начальник высокоширотной арктической экспедиции ААНИИ: «В течение последних 5 месяцев шло активное составление программы работ по ледостойкой платформе, и мы можем уверенно говорить, что насыщенность наблюдений здесь будет значительно выше, чем у немцев».
У немцев - значит на научном ледоколе «Поларштерн». В рамках международного проекта с участием России судно из Германии будут вмораживать в дрейфующие льды осенью 19 года. А новая российская платформа, по предварительным оценкам, сможет войти в строй до конца 20 года. До этого дрейфовать по старинке на льдинах не будут - это считается небезопасным.