Преподаватели ВУЗов: поверхностные знания – следствие ЕГЭ
Выпускники школ на этой неделе приступили к сдаче Единого госэкзамена. Испытания продлятся до 2 июля. На Ямале пока всё идёт в плановом режиме, нарушений не выявлено.
ЕГЭ введен повсеместно девять лет назад, однако споры вокруг этой формы сдачи выпускных экзаменов в школе не прекращаются до сих пор. Главной целью ЕГЭ было уменьшение коррупции и создание работающего «образовательного лифта». И это - несомненные плюсы, которых удалось добиться. Основной аргумент противников этой формы - он превращает учёбу детей в натаскивание на выпускные тесты. То ли ЕГЭ, то ли, в принципе, повышенные требования к детям родителей, а возможно, и совсем уж крамольное - невысокий уровень преподавания, привели к тому, что сегодня в России появилась целая индустрия под названием репетиторство. Подробнее - в репортаже.
Несмотря на появление в 2001 году Единого государственного экзамена, репетиторов для школьников не стало меньше, а совсем наоборот. Только в Петербурге их насчитывается более 18 тысяч. Многие из них - сами преподаватели, которые ищут способ дополнительного заработка. Задачи у них две: дотянуть ребенка до уровня ЕГЭ, или же, в редких случаях, помочь уже студенту.
Катерина Самыловская - преподаватель истории: «Репетиторов берут, в первую очередь, родители, потому что не уверены в качестве полученного образования в школе. Дело в том, что в последние годы школа не обязана готовить к поступлению в университеты. В последние десятилетие это - ЕГЭ, а школа не обязана готовить к ЕГЭ».
То, что не делает школа, берут на себя родители. Но репетитор не панацея - он не решит всех проблем образования. Надо либо тщательнее выбирать родителям профиль школы, либо заранее обзавестись репетитором.
Катерина Самыловская - преподаватель истории: «Троечника подготовить на 4 или 5, на высокие баллы, от 75 баллов ЕГЭ, - в идеале нужно заниматься с октября месяца. Те родители, которые рассчитывают, что они за месяц быстренько дадут, - это утопично».
Ане скоро сдавать экзамены. Она немного нервничает и очень надеется на репетитора по литературе. Ей придётся сдавать этот предмет, а его почти не преподают в ее школе.
Анна Степанова – школьница: «Мне кажется, литература слабая. Просто у меня - школа с английским уклоном. У нас больше часов английского, и к английскому готовят хорошо. А к литературе… Получается, снизили количество часов до 2, если не ошибаюсь. И поэтому получается, что мы проходим очень быстро всё».
В ЕГЭ есть базовый и профильный уровень некоторых предметов. И вот именно углублённое изучение в школе не проходит. Поэтому школьники удивляются и вынужденно идут к репетитору.
Анна Степанова – школьница: «Базовая математика – это, вообще, очень просто. Это - уровень 9-го класса. Профильная математика, как по мне, - это уровень первого курса. Такой разброс, что я не знаю…».
Что же скажут представители ВУЗов, куда пытаются подать документы абитуриенты. Что они думают о поколении, сдающих ЕГЭ?
Андрей Дорский - доктор филологических наук, заместитель председателя приемной комиссии по направлению «Журналистика» СПбГУ: «Порадоваться Единому государственному экзамену как показателю качества образования, мы не можем. Конечно, в целом, - это стремление к такому, достаточно поверхностному образованию, умению поставить галочки, умению правильно, а не глубоко ответить на вопрос».
Получается - не репетитор, а тренер, который натаскивает на решение задач и правильные ответы. Но будет ли гарантия поступления?
Андрей Дорский - доктор филологических наук, заместитель председателя приемной комиссии по направлению «Журналистика» СПбГУ: «Когда мы говорим об образовании, дело не только в том, кто это образование даёт. Самый важный вопрос, как это образование берут». Рекомендация самих репетиторов: для получения хорошего балла стараться надо всегда, а не в 11 классе. Возможно, тогда репетитор не потребуется вовсе».