Белые медведи помогают изучать изменения климата в Арктике
Белые медведи как живые индикаторы. Благодаря животным стали доступны новейшие исследования климатических изменений. В Петербурге сегодня состоялась пресс-конференция в режиме телемоста Санкт-Петербург - Москва - Мурманск, посвященная программе мониторинга климата в Арктике и первым результатам изучения передвижения белых медведей на Ямале. Продолжит тему Евгения Ханбекова.
Духота, солнечные ожоги, отсутствие аппетита и низкая работоспособность - такой «букет» нам преподносит жаркая летняя погода в городе. Люди привыкают к подобному режиму, а животным приходится помогать. Белые медведи лишний раз даже нос не показывают солнцу. Облегчают сезонные испытания водой и добрым словом.
Юлия Гилицкая, рабочий по уходу за животными Ленинградского зоопарка: «Наша взрослая медведица Услада довольно неплохо себя чувствует, купается не так уж и часто, большую часть времени просто отдыхает на берегу. Хаарчаана переносит замечательно, аппетит у нее великолепный. Терморегуляцию у них естественно устроена так, чтобы чувствовать себя комфортно. Также им помогает охладиться вода».
Евгения Ханбекова, корреспондент: «Двухразовое питание, спа-процедуры, прогулки и сон - таков распорядок дня у белых медведей Ленинградского зоопарка. Можно лишь позавидовать. А вот диким собратьям приходится адаптироваться к новым условиям. Климат в Арктике стремительно меняется».
Год от года площадь морских льдов в летний период становиться все меньше. В советское время Арктику даже называли «кухней погоды», так как явления в этом регионе влияли на погоду во всем мире. Изменения климата мы наблюдаем повсеместно - аномально теплые и аномально холодные зимы.
Михаил Ламакин, заместитель директора по научной работе музея Арктики и Антарктики, гидрометеоролог: «Конечно, сейчас в Арктике значительно теплее и площадь многолетних льдов сократилась по сравнению с предыдущими программами, и что в частности явилось причиной закрытия программы дрейфующих станций. Просто не найти подходящего льда, который выдержал бы станцию долгое время».
Белым медведям деваться некуда, Арктика их дом, а потому приходится адаптироваться. Их основная кормовая база - нерпы и тюлени, которых они добывают, охотясь на льдах. Сейчас хищники все чаще вынуждены выходить на побережье. Это зафиксировали и специалисты Российской академии наук во время изучения белых медведей на Ямале. Двух самок даже удалось окольцевать, чтобы следить за ними в режиме реально времени.
Илья Мордвинцев, заместитель руководителя программы изучения белого медведя в российской Арктике: «Все больше медведей на островах в российской Арктике остается в летний период, и как медведи переживают это сложный для себя период, как они находят питание, как они выживают, какого их поведение - это была основная цель этой экспедиции».
Ученые собрали пресс-конференцию по итогам экспедиции, чтобы еще раз подчеркнуть важность своих исследований. Белые медведи являются индикаторами климата в Арктике.
Вячеслав Рожнов, директор Института проблем экологии и эволюции имени Северцева РАН: «Это чрезвычайно важно в течение очень длительного времени изучать одни и те же популяции для того, чтобы видеть, как они адаптируются к меняющимся условиям. А условия меняются очень активно в настоящий период. Для того чтобы прогнозировать судьбу таких популяций, видов и экосистем в целом».
Большую часть исследований, в том числе молекулярно-генетических еще предстоит провести в лаборатории, чтобы оценить карскую популяцию белых медведей - их численность и состояние здоровья. Полевой сезон на Ямале продолжат в следующем году.