По «железке» на край света. Северной железной дороге – 150 лет
В этом году Северная железная дорога отмечает юбилей - 150 лет со дня создания. Проводники, машинисты, ремонтники и все те, кто строит, обслуживает и обеспечивает движение транспорта по рельсовым путям, в это воскресенье отметят профессиональный праздник. Прочувствовать романтикe железной дороги можно в Петербурге в одном из крупнейших в Европе музеев железнодорожного транспорта. Евгения Ханбекова так и поступила.
Путешествие на Север по железной дороге - одно из ярких приключений. В этом году это будет даже символично - 150 лет назад магистраль появилась на карте страны. Ее протяженность почти 9 тысяч километров - от центра России до Крайнего Севера и Заполярного круга. Обслуживать такую дорогу - тяжелый труд, но железнодорожники остаются романтиками стука колёс.
Александр Киприянов продолжает династию, хотя сегодня работает в Петербурге.
Александр Киприянов, потомственный железнодорожник: «Ехали в составе грузового поезда в Воркуту. Двери открываем, а там стена снега, сами понимаете, лопатами отгребали, чтобы путь освободить. Ну, это Север. Лес переходит в тундру, далее горный Урал и вот она красавица Обь, напротив Салехард. Самые лучшие воспоминания».
Вспомнить, как это было можно, и не выезжая из северной столицы. В музее железных дорог России собраны уникальные экземпляры подвижного состава, десятки тысяч экспонатов и мультимедийных инсталляций. Вот этот вагон курсировал как раз по северной железной дороге, о чем говорят его инициалы приписки. Из-за сурового климата его даже доработали.
Павел Дунаев, заместитель директора Музея железных дорог России: «Необходимо было, чтобы во время коротких стоянок пригородные пассажиры быстрее покидали вагон и производили в него посадку. Именно для этого у вагона был в центре кузова приспособлен еще один тамбур».
Так появился трёхтамбурный вагон, кстати, тамбуры - это исключительно наша «фишка», заимствованная из русской избы, там это пространство называется сени. Цветовая палитра тоже отличительная черта нашей дороги - до революции пассажиры 1 класса ездили в синих вагонах, красные перевозили по билетам 2 класса, а зеленые всех остальных. Даже колеса паровозов выделяли нашу страну.
Игорь Тимофеев с подвижным составом на «ты» уже больше 20 лет. Паровозы, тепловозы, электровозы - для него локомотивы, как дети. У каждого своя история и свой характер. Технологичные ТЭшки - тепловозы пять и два были разработаны специально для Арктики, но в серию так и не попали, хотя серьезно модернизировались. А вот знаменитая «овечка» - паровозы серии «О» трудились с самого начала освоения Севера. На проекте «Чум - Салехард - Игарка» 501 стройки некоторые экземпляры остались навсегда.
Игорь Тимофеев, начальник сектора техники Музея железных дорог России : «Те участки, которые были отрезаны от основной сети, поступали паровозы серии «О», разные модификации. А на тех участках, которые были относительно недалеко от основной сети железных дорог паровозы серии «Э». То есть вот эти «овечки» как раз и стали таким печальным символом этой стройки».
Значение Северной железной дороги сегодня трудно переоценить. Полтора столетия она помогала строить и развивать города, соединяя европейскую часть страны с азиатской. И делают это по-прежнему люди - железнодорожники.