Остановись, мгновенье! Необычная фотовыставка в Ноябрьске
Пачки и пуанты на улицах города. В Ноябрьске открылась фотовыставка 'АРТ-балет'. Организаторы посвятили её двухсотлетию со дня рождения 'отца русского балета' Мариуса Петипа. На конкурс заявились фотографы - любители и профессионалы. Кому удалось лучше всех остановить мгновенье, знает Альфия Шакурова.
Отдельно от сцены, кулис, зрительских оваций её представить невозможно. Но сегодня декорации и аккомпанемент для танцовщицы в зефирной пачке - северный город. Над каменной мостовой Ксения взлетает, пока щёлкает затвор фотокамеры.
Анна Мерло – фотограф: «Задача была сфотографировать балерину в необычном месте. Я выбрала необычное место и, в принципе, получилось красиво, и настроение было особенным».
Она снимает на старенький родительский 'Canon'. Порой, говорит фотограф - школьница, возможностей технических для реализации дерзких идей не хватает.
Впрочем, это не помешало юному дарованию стать первой среди любителей на конкурсе. 'АРТ-балет' - проект местного музея. 13 участников. Из тысячи кадров отобраны 54. На одном - диковинная птица, залетевшая в каменные джунгли, на другом - укротительница медведей, на каждом - девушки, сломавшие законы физики.
Ирина Черная: «Грация, движение, сила движения, она, конечно, завораживает. И вот этот вот фон, что они запечатленные вне сцены, вне театра, придаёт шарма, на это хочется смотреть».
Лидеров необычного проекта определить было сложно. Жюри несколько часов кружили по залу. Профессионал Дмитрий Агатий - в восторге от работ тюменца Дениса Яковлева.
Дмитрий Агатий - фотограф, член жюри: «Здесь, в данном случае, такое ощущение, что он просто, как бы, мимо проходил, вот это меня больше всего зацепило, то есть, никакой наигранности нет».
В свою очередь, организаторов конкурса зацепил и вдохновил пуэрториканец Омар Роблес. Он не просто снимает мгновенье, он ловит невесомость. Культовый фотограф вывел балерин в пачках и пуантах на улицы Нью-Йорка и не просил их замереть. С тех пор его последователи по всему миру фотографируют танцовщиков вне сцены.
Максим Трапезников – фотограф: «Его работы очень красивые, хочется, конечно, делать что-то подобное».
Профессионалы с тяжёлой артиллерией. Камеры, объективы, свет. Съёмочная площадка - старая заброшенная школа.
Сначала релеве, потом плие, а ещё через мгновенье - гранд па де ша.
Фактуры на контрасте: грубая кладка, хрупкая танцовщица, образ - печальный.
Максим Трапезников – фотограф: «В первую очередь - характер, настроение, атмосфера, а потом уже технические моменты - свет, ракурс».
Кто бы мог подумать, что балетные туфли будут столь органичны на бетонных подмостках. Обычно, пуанты выдерживают три недели. Эти стёрлись за пару часов.
Елизавета Емельянова – балерина: «Это зависит ещё от того, если стопа сильная, хорошая, пуанты быстрее сломаются».
Максим Трапезников - фотограф: «Я ни разу не был на балете, не смотрел ни одного выступления, в театре не был ни разу».
В кино, между тем, лучший на конкурсе среди профессионалов Максим Трапезников снимался, в массовке у самого Карена Шахназарова. Играл раненого солдата русской армии. Как любая балерина на планете, Лиза мечтает станцевать Машеньку в 'Щелкунчике'. В знаменитом спектакле воплотил свой талант Мариус Петипа.
Елизавета Емельянова – балерина: «Каждый шаг, каждое движение в 'Щелкунчике', ничего не меняется. Это танцуется годами, и все партии, всё, как ставил Петипа, так по сей день и танцуют».
Елизавета Емельянова – балерина: «Это настолько гениально, это просто достояние, это нельзя менять».
Кто кого вдохновляет в этом дуэте, ответить просто. Фотограф и балерина - идеальный творческий союз.