Уникальная археология. Как помогает учёным ямальский климат?
Одна из особенностей Ямала в том, что местной истории не существует в письменном виде. И здесь вся надежда на археологов.
Сезон – 2018 выдался нетрадиционным. Помимо запланированных раскопок могильников, учёные провели экспертизу по Северному широтному ходу, чтобы понимать, где можно строить, не навредив историко-культурному наследию региона. Кроме того, одного из ямальских археологов пригласили в парк «Русская Арктика» на земле Франца Иосифа для раскопок, связанных с пребыванием там полярников начала XXвека.
Почему научное сообщество России и зарубежья считает Ямал уникальной территорией? На этот вопрос в интервью на телеканале «Ямал-Регион» ответила кандидат исторических наук, заведующая сектором ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики» Наталья Федорова.
Наталья Федорова - кандидат исторических наук, заведующая сектором ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики»: «Та экспозиция, которая сделана из находок ямальских археологов, она вызывает у наших коллег состояние просто, даже несколько, обалдения полного. Потому что археолог, копающий даже где-то в таёжной зоне, даже где-то в районе Сургута, там, на территории Прикамья или где-то ещё, они с такими вещами никогда не сталкивались. Там сохраняются черепки, там сохраняется металл иногда, железо – хуже, бронза – лучше, каменные орудия. Всё. А у нас сохраняется всё. Иногда это – вот эффект «брошенной деревни». Вот люди ушли, и всё осталось там. Вот женщина расчёсывала волосы, бросила, лежат.
(Корр: даже волосы сохраняются?)
Да. У нас сохраняется органика, дерево, береста. Изделия из кости и рога прекрасно сохраняются, опять же, так, как нигде. Это – совершенно замечательно, потому что мы получаем такой срез культуры, который позволяет делать, опять же, очень большие и очень интересные выводы. Вплоть до систем питания».