Удивили всех. Модель робота от питерских школьников – лучшая в мире
Остров Вилькицкого и Харасавэйское месторождение. Помогут ли роботы навести генуборку в Арктике - убрать старые бочки с арктических островов? Именно такой проект троих петербуржцев недавно выиграл всемирные соревнования RobotChallenge-2018 в Пекине. В творческой лаборатории разработчиков побывала наша съёмочная группа.
После перелёта в Пекин и обратно арктический уборщик работает не идеально. Отладкой победителя занимаются его создатели. В команде проекта - трое петербургских старшеклассников. Их творение удивило всех тем, что без малейшего участи человека находит и собирает металлолом в модели полярного острова. Василий Дунаев говорит, что приходит сюда, в творческую лабораторию робототехники при университете ИТМО, практически, каждый день - такие проекты требуют немало времени. Тем более, что уборка в Арктике - серьёзная задача.
Василий Дунаев - в 2017-2018 гг. ученик 10 класса Президентского лицея №239: «С помощью этого проекта хотели обратить внимание на эту проблему и предложить какой-то метод решения».
Виталий Зуев – корреспондент: «Покрашенные алюминиевые банки из-под газировки в этой модели имитируют бочки, которыми загрязнены арктические берега. Для того, чтобы полностью обучить и настроить систему, их потребовалось несколько десятков».
На всемирные соревнования «Роботчеллендж» в Китай поехали, конечно, со своими условными бочками - чтобы быть готовыми.
Евгений Заварин - сотрудник лаборатории: «Их там распихивали в разные места, в личные вещи там, везде. Очень интересно было наблюдать на пограничном контроле, когда пограничники не понимали зачем, что у нас в чемоданах делает по 20 банок от 0,33? Ну, ничего. Мы показывали им, что едем на соревнования, они говорили; ну ладно, проходите».
На самом деле, «Чистая Арктика» дебютировала еще на всемирной Олимпиаде роботов в 16 году. Тогда и возникла тема борьбы умных машин с отходами. Сейчас в проекте - и пара конвейеров, и пресс, и даже грузовое судно - для вывоза лома.
Если, практически, все части собирали из деталей известного конструктора, то пресс с нуля делали сами.
Даниил Мартынов - ученик 10 класса колледжа при СПбГМТУ: «Здесь электромотор стоит. С помощью шпильки он двигает сам механизм, который прессовку делает».
Главная модернизация произошла за счет программных средств - специально созданная нейросеть обучена, например, распознавать лежащие и стоящие бочки с высокой точностью.
Данил Павлов - в 2017-2018 гг. ученик 11 класса Президентского лицея №239: «Это - алгоритм который обучается и работает, похоже на мозг, но с гораздо меньшим количеством нейронов. Нужно снимать фотографии с разной конфигурацией и, чем больше этих фотографий снято, и чем больше нейросеть обучалась на них, тем лучше она будет работать».
Чтобы роботы смогли на самом деле собирать бочки, потребуется учить нейросеть на более сложных и разнообразных реальных примерах.
Евгений Заварин - сотрудник лаборатории: «Этот проект - очень сильно упрощённая модель реальности. В принципе, он повторяет все то, что должен делать настоящий робот в настоящей Арктике, и алгоритмы похожие на те, которые можно применять в реальности, но всё- таки, это - образовательный проект».
Тем не менее, проектом петербургских школьников уже заинтересовались на Ямале. В ВУЗе сообщили, что им даже поступил звонок из окружного правительства. Подробности, правда, пока неизвестны.