Питерские учёные тестируют для Арктики «Северный полюс»
Дрейфовать по Арктике рассчитывают безопасно и с комфортом. В петербургском НИИ Арктики и Антарктики проходят модельные испытания ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс». Это уникальное судно с научными лабораториями, жилыми каютами и запасами топлива и продовольствия сможет дрейфовать в Арктике два года. Съёмочная группа Первого Арктического наблюдала за тем, как модель судна держит удар стихии.
В Институте Арктики и Антарктики проверяют, как ведет себя модель платформы «Северный полюс» в условиях ледового сжатия. Для будущего научного судна особо опасно воздействие поперек корпуса. Форма самого сооружения – результат компромисса.
Владимир Лихоманов – зав. отделом ледовых качеств судов ААНИИ: «Её задача - не ходить во льдах, задача этой платформы - стоять во льдах, но мы должны обеспечить ей необходимую ледопроходимость, необходимую возможность переходить от, скажем, места зимовки или вмерзания, ну, возвращаться».
Предполагается, что ледостойкая самодвижущаяся платформа длиной 77 метров и шириной 24 после вмораживания в лёд будет дрейфовать по Арктике вместе с учёными.
Виталий Зуев – корреспондент: «В модельных испытаниях очень важны качества льда, здесь намораживают слой в 4 сантиметра толщиной, что соответствует примерно ста шестидесяти в природе. Причём, моделируют не только геометрические размеры, но и качества льда, такие, как, например, прочность».
Лёд в бассейне с солёной водой намораживали особым способом, и он очень хрупкий, ведь именно с таким сочетанием характеристик он будет соответствовать реальному. За моделью лёд прочнее и потому не ломается.
Иван Свистунов – младший научный сотрудник отдела ледовых качеств судов ААНИИ: «Бывает такая ситуация, когда сжимает судно, с одного борта у него - торосистое образование, более массивное, с другой стороны поджимает поле. И оно торосится, таким образом образуется вот эта вот подушка».
Подушка – это слой обломков льда в воде под днищем судна. Она образуется за считанные секунды и даже приподнимает платформу - в реальности подъём составил бы примерно 1 метр. Это - тоже важный параметр, например, может возникнуть риск выталкивания на лёд.
Алексей Чернов – старший научный сотрудник отдела ледовых качеств судов ААНИИ: «В конце дрейфа, когда топливо израсходуется, и осадка будет уменьшаться, она - сама по себе. Ещё и лёд может появиться. Это - те самые критические условия».
Но главное сейчас – другие показатели. Крен, то есть бортовой наклон, составил максимум 4 градуса - ожидаемо немного.
Отследили и нагрузки на винторулевую колонку. Сразу поняли – обводы кормы стоит сделать менее гладкими, чтобы перераспределить нагрузку. В ближайшие дни модель протестируют и во льдах вдвое толще, как бы трёхметровых - это ожидаемый предел. Затем данные передадут проектировщикам. Строить «Северный полюс» будут в Петербурге. Согласно контракту, который заключили Адмиралтейские верфи и Росгидромет судно должны сдать заказчику в 2020 году.