«Мёртвая дорога» - 501 стройка. Исторический туризм на Ямале
Её называют по-разному: «Дорога в никуда», «Мёртвая» или «Сталинская». Участки магистрали, идущие навстречу друг другу от Салехарда и Игарки, известны ещё как 501 и 503 стройки. Сейчас это - дорога-призрак, правда, на ней всё чаще появляются люди. На Ямале развивается исторический туризм. Продолжит тему Светлана Лащ.
Сергей Яковлев рассказывает: это сейчас в Надым он приехал с экскурсией, а в семидесятых попал сюда комсомольцем. В то время горком располагался в отлично сохранившемся сталинском бараке. А реанимированный участок 501 стройки активно использовался при освоении месторождений и строительстве газовой столицы.
Сергей Яковлев: «Очень много зданий там было деревянных. Можно было 1-2 оставить. Как музейную реликвию. Правильно? Кроме того, сюда ещё поезд ходил: от Надыма до Нового Уренгоя. Один ли, два ли вагона, в сутки ли, через сутки».
В далёком 1947 в бескрайней тундре через каждый десяток-другой километров появляются сталинские лагеря. Рельсы «едут» отовсюду: из Америки и Италии, Австрии и Германии, Чехии и Люксембурга. Есть и те, что родом из России, в том числе, и царской.
Светлана Лащ – корреспондент: «На всём протяжении «Мёртвой дороги» единовременно трудилось почти 80 тысяч человек. Для сравнения: на Панамском канале – на 10 тысяч меньше. При обустройстве участка Надым-Салехард работало всего 3 бульдозера и 25 экскаваторов. Львиная доля объёмов ложится на плечи заключенных».
В противовес бытующему мнению, кормили без изысков, но досыта: от голода никто не умирал. Такие подробности в учебниках не значатся, - считает Зорана Мушикич. Она приехала в Надым из Берлина в поисках материала для книги.
Зорана Мушикич: «Эта железная дорога, как бы это объяснить, это - своеобразный путь из прошлого в настоящее. Но я не хочу в своей книге говорить только о прошлом, я хочу рассказать и о настоящем. В том числе, и о новой дороге, которую тут строят».
Профессиональный фотограф мысленно листает страницы прошлого, открывая новые факты. В то время к Надыму относится 18 лагпунктов и почти 180 километров железной дороги. На стройку направляют убийц, насильников и грабителей. Замеченные в мелком воровстве на заводе или в колхозе - тоже здесь. Есть и политические.
Вадим Гриценко – ведущий эксперт Научного центра изучения Арктики: «Статья 58 – политическая, она имела 14 подпунктов, поэтому это - очень разные люди. Кто-то Родине изменил, кто-то анекдот на кухне рассказал, кто-то листовки расклеивал, кто-то с оружием в руках боролся, как лесные братья в Прибалтике, или бандеровцы».
Сегодня сюда приезжают не заключенные. Бараки, мосты, рельсы, сохранившиеся и не очень, теперь - в поле зрения исследователей и туристов. В программе экскурсий - и мост через Пензер-Яху. Сейчас он находится на стадии признания объектом культурного наследия. Лагпункт у разъезда «Щучий» - ещё одна историческая достопримечательность.
Вадим Гриценко – ведущий эксперт Научного центра изучения Арктики: «Насколько мне известно, Надымская администрация готовит тендер на подготовку проекта «Историческая реконструкция лагпункта у разъезда «Щучий». Необходимо хотя бы один объект оставить как свидетельство нашей истории».
Сейчас 6 гектаров вместе с лагпунктом и уцелевшими браками находятся в статусе туристско-рекреационной зоны. Такие участки могут относиться к землям особо охраняемым.