Тёплые остановки на Ямале: реальность или несбыточная мечта?
Благоустройство городов и поселков - дело каждого. Не поспоришь.
Старое убирают. Новые строят, но не везде, и далеко не комфортные. Речь - про остановки общественного транспорта. Проблема их отсутствия сегодня актуальна, как никогда. На улице - снег с дождём. Зонт в борьбе с такой непогодой проигрывает. О том, почему ожидание общественного транспорта на Ямале превращается в испытание непогодой - в нашем следующем репортаже.
Снова октябрь. Дождь и заморозки, а потом и вовсе зима. Для Валентины Пурунгуй и её сына Ромки – сродни приближающейся катастрофе. Передвигаться по городу им приходится исключительно на общественном транспорте. Порой, число поездок доходит до 5-6 в день.
Согласно регламенту, интервал движения автобусов - 13 минут. Не мало, когда мороз. Бывает и хуже.
Валентина Пурунгуй: «Приходится ждать минут 15-20. Зимой, конечно, холодно стоять долго. Если с ребёнком, то это вообще».
Поэтому, Ромка зимой всегда ходит в малице и бурках. Но, даже это, говорит молодая мама, не спасает сына от частых простуд. На Ямале дождь со снегом. Люди ёжатся на остановке.
Здесь спасение от непогоды приходится искать самостоятельно. На месте автобусной остановки нет даже козырька. Но такое, скорее редкость. Пластиковые, лёгкие, из металлопрофиля или даже такие основательные как эта – автобусные остановки хороши в рекламных целях, иногда в них можно даже присесть, но в целом для Севера – весьма сомнительные конструкции.
Глава городского хозяйства Сергей Кучер показывает обычную для города остановку. Повсюду щели, узкие боковины, снизу 'гуляй ветер'. Цена вопроса 150 тысяч рублей. Платить больше чиновник не видит смысла.
Сергей Кучер – начальник Департамента городского хозяйства Администрации г. Салехард: «У нас меняется ветер в разные стороны, он будет в любом случае где-то заметать, попадать».
Этим остановкам нет и двух месяцев. Хорошая видимость – их единственное преимущество. В отсутствие ГОСТов для остановок северных широт, получается, какую не возьми - соответствует нормам. В следующем году в окружной столице планируют поставить эксперимент. В ответ на обращения граждан установить целых два закрытых остановочных комплекса. Сделать это будет непросто.
Сергей Кучер – начальник Департамента городского хозяйства Администрации г. Салехард: «Чтобы приобрести тёплый, хороший комплекс, это нужно именно целевое назначение субсидии, денежных средств, которые нужно потратить. Это нужно их доказывать, подтверждать, чем мы сейчас и занимаемся».
Ответом на пожелания горожан не мерзнуть в Ноябрьске должны были стать десять утепленных установок, совмещённых с торговыми павильонами. Их планировали поставить ещё в прошлом году.
Владимир Зорихин – руководитель управления ЖКХ ТЭС администрации г. Ноябрьска: «Это – наши центральные, основные улицы. Это Ленина, Мира, Советская будет установка. Мы запланировали установку павильонов в части, чтобы они имели отопление. В этом году мы планируем эту работу провести».
Но, идея так и не вызвала предпринимательский интерес.
О тёплых остановках мечтают и новоуренгойские пассажиры.
Но подобный опыт городские власти считают неудачным. Изнутри павильон покрывался инеем, скапливалась вода, приходилось убирать. Но, самое страшное - во что превратили павильон сами люди.
Олег Павлов – заместитель начальника департамента городского хозяйства администрации г. Новый Уренгой: «На таких остановках люди вплоть до того, приходят ночевать».
2015 год на улице Щорса в Салехарде новенькая остановка. Вот она же, три года спустя. О том, что вандализм непобедим, власти знают не понаслышке.
Сергей Кучер – начальник Департамента городского хозяйства администрации г. Салехард: «Вандализм на тёплой остановке обойдётся куда дороже. Цена таких комплексов доходит до полутора миллионов рублей. Так, сегодня в газовой столице из больше сотни автобусных остановок замены требуют 25. Но, менять их не спешат. В прошлом году установили три новых павильона. В этом всего два.
Олег Павлов – заместитель начальника департамента городского хозяйства администрации г. Новый Уренгой: «Вот необходимо поменять 25 остановок – это 25 миллионов рублей на это надо затратить. Конечно, мы будем искать поставщиков более дешёвых. Но, с тем же конечно качеством».
О том, какой могла бы быть идеальная остановка давно прописано в регламенте. Там ориентир и на климатические условия. И на внешний вид. Будь-то бетонный исполин, или пластиковый хай-тэк - в современной остановке должно быть всё прекрасно.
Лена: «Автобусная остановка, как один из важнейших элементов дизайна дороги, должна иметь максимально эстетичное оформление, привлекать к себе внимание и гармонично вписываться в окружающий пейзаж.
Автобусная остановка ещё и плод фантазии автора, - рассказывает в своей презентации к альбому о советских автобусных остановках фотограф Кристифер Хервиг. В нём более 150 изображений - целая коллекция - смелых по архитектуре остановок со всего постсоветского пространства. В то, что остановки могли быть авторскими проектами, сегодня поверить сложно. Нынешняя реальность в единообразии стиля или полном его отсутствии.
Этот пример остановочного удобства - эксперимент. Оборудована тревожной кнопкой, видеонаблюдением, кофемашиной. Вандализма нет. Почти квартира.
Но, такая тёплая остановка – пока экзотика даже для больших российских городов. Нет и типового проекта. За три года в Екатеринбурге планируют построить больше сотни отапливаемых павильонов общественного транспорта. Возможно, мода на комфорт дойдет и до северных городов.
А пока, чтобы согреться в ожидании транспорта, Валентина с сыном танцует. Она уверена, более комфортные остановки в городе появились бы давно, но те, от кого зависят такие решения не ездят на общественном транспорте.