Семинар «От Соловков до Колымы» - сохранение памяти о жертвах политических репрессий
Ещё два объекта периода 501 стройки в Надымском районе взяты под охрану государства - об этом член Общественного совета по культурному наследию Ямала Людмила Липатова рассказала на семинаре ассоциации российских музеев памяти «От Соловков до Колымы», который прошёл в Петербурге. Подробности - у Евгении Ханбековой.
Она должна была стать ключом к трём океанам: Атлантическому, Ледовитому и Тихому - сталинская стройка на Крайнем Севере. Железная дорога Салехард-Игарка была одним из самых грандиозных проектов ГУЛАГа. Сегодня это дорога - призрак, «мёртвая дорога», по разным подсчётам здесь погибло от 60 до 100 тысяч человек.
Сеть лагерей, в которых побывали разные группы населения, протянулась по всей стране. Главная задача этнографов, музейщиков - сохранение памяти о жертвах политических репрессий.
Людмила Липатова – этнограф, член Общественного совета по культурному наследию ЯНАО: «Везде немножко как-то по-разному проходит. И это - очень здорово, что, всё-таки, люди занимаются тем, что они ищут судьбы людей, многие ведь потеряны. Это и вольнонаемные, и заключённые, которые работали. В общем, это наша история - наша память».
В Ассоциации российских музеев памяти сегодня состоят 32 учреждения, в том числе, окружной комплекс им. Шемановского и краеведческий музей Лабытнанги. Раз в год специалисты встречаются на семинаре и делятся результатом своей работы.
Так, на Ямале во время изысканий для проектирования Северного широтного хода были обнаружены ещё два сооружения периода строительства трансполярной магистрали.
Людмила Липатова – этнограф, член общественного совета по культурному наследию ЯНАО: «Выявлены несколько памятников именно по 501 стройке, которые взяты под охрану государства, в том числе, два моста в Надымском районе. Они - очень интересные, их техническое и инженерное решение. Причём эти стальные конструкции опираются на лиственницы».
Всего под охраной Государства на Ямале - 8 таких объектов. Их сохранение и есть своеобразная связь времен. Масштабы трагедии системы ГУЛАГа до сих пор не установлены. Заводы, шахты, дороги, электростанции и даже целые города - осколки лагерной жизни, судьбы конкретных людей. Интерес туристов к таким объектам с каждым годом возрастает.
Вячеслав Калинин – автор книги «Арктический проект Сталина», доктор исторических наук: «Эти лагеря можно в какой-то степени реконструировать, хотя бы один. Сделать из него мемориальный комплекс. На мысе Долгом, там паровозы стоят до сих пор, составы. То есть, там всё это есть. Фактически, материал есть. И конечно, нужно сделать такое, чтобы превратить его в интеллектуальный, туристический центр на Ямале».
Мемориализация стала основной темой всего семинара. Коллеги из других регионов поделились авторскими и мультимедийными проектами. Собранный материал позволяет проследить воздействие репрессивной политики государства на формирование исторической памяти.