Первые в мире. В Петербурге презентовали уникальную платформу для Арктики
А питерские исследователи уже разработали огромные сани для Арктики. Еще два года, и их встретят на полюсах. Это - первый в мире проект, который может работать при минус 60 градусах и перевозить контейнеры в несколько десятков тонн на большие расстояния. На его презентации побывала Евгения Ханбекова.
Они не боятся торосов, преодолевают расстояния в полторы тысячи километров и готовы перевозить поклажу весом до 60 тонн - так будут выглядеть грузовые сани для Арктики и Антарктики. Уникальный проект, не имеющий аналогов в мире, разработали петербургские учёные.
Сергей Цыбуков - генеральный директор НПО «Комсомольская правда»: «Главное сегодня - это не только это изделие, это - процесс, когда мы за неполные 4 месяца сумели это сделать. А дальше команда студентов, которые могут потом дальше подобные проекты рисовать».
Для создания гигантских санок собрали целый консорциум. Разрабатывали проект на базе политехнического университета. Институт полимеров предоставил материал, выдерживающий мороз в 60 градусов. Воплотили идею на заводе имени «Комсомольской правды». При проектировании использовали технологию «цифровых двойников». Учли все факторы, с которыми изделие может столкнуться в реальных условиях.
Алексей Боровков - проректор по перспективным проектам Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого: «Металлические варианты, метало-композитные, чисто композитные - вот это всё моделировалось. Эти виртуальные испытания мы делаем сотни за сутки, где моделируется всё то, что может, чего не может быть: наложение, нормальные условия, нарушения нормальных условий работы, аварийные ситуации».
Конструкция состоит из четырёх модулей, которые собрали в жёсткую металлическую раму размером 10 на 12 метров. Далее идёт полимерный настил, способный выдержать десятки тонн полезного груза. Учли и размер стандартного контейнера шириной в два с половиной метра, подогнав под него модуль.
Николай Харалдин - заместитель начальника отдела компьютерного инжиниринга в автомобилестроении: «Нам ведь всё это ещё везти в порт, и 2, 5 метра - это как раз ширина, которая разрешена для перевозки по дорогам общественного пользования. То есть, это всё можно погрузить на фуру. Это касается и длины - 12 метров».
Скользящая платформа из восьми баллонов с воздухом выполнит функцию лыж. От снегопада защитит тент. Тяжеловесные волокуши будут тянуть три трактора, с тяговой силой на Северном полюсе все в порядке, а вот саней для крупных грузов ещё не было. С помощью такого транспорта будет решена проблема логистики в северных регионах.
Андрей Миракин - главный специалист НИИ Арктики и Антарктики: «У всего мира существуют большие проблемы, чтобы углубиться внутрь континента. Не хватает техники, не хватает саней. Нельзя доставить очень много груза. И сейчас мы начинаем решать такую проблему, чтобы на эти полторы тысячи доставлять как можно больше грузов».
Ходовые испытания экспериментального образца пройдут уже этой зимой. Через год создатели планируют изготовить уже опытный образец, или даже - маленькую партию - и сделать свой вызов Арктике.