В Салехарде собрались члены Ассоциации «Оленеводы мира»
Президент Ассоциации «Оленеводы мира» Сергей Харючи одобрил перевод ямальских оленеводов-частников в крестьянско-фермерские хозяйства. В том числе, об этом шла речь сегодня в Салехарде на открывшемся заседании организации. В ней приняли участие представители разных стран. О каких ещё проблемах шла речь знает мой коллега Сергей Шелковников.
Олень, в переводе с ненецкого, – дающий жизнь. А оленеводство – не просто отрасль сельского хозяйства – это основа жизни многих этносов, - уверены в ассоциации «Оленеводы мира». И новый Центр оленеводства, об открытии которого объявили на сегодняшнем заседании, – ещё один шаг в решении проблем, которые волнуют российских и иностранных делегатов. Одна из главных – перевыпас пастбищ. Недостаток кормовых территорий актуален и для Скандинавии, и для Ямала.
Геннадий Деттер – ведущий научный сотрудник «Центра изучения Арктики»: «Недостаток кормов может вести к сверхнормативным падежам и, соответственно, к потере доходов коренного населения. Данная проблематика и формирует основную проблематику, и актуальность наших исследований».
Один из способов решения проблемы – развитие альтернативных видов выпаса. Например, переход на использование лесных территорий. Ещё один актуальный для Ямала вопрос – статус оленевода-частника. Нужен федеральный закон, но есть и региональное решение – создание крестьянско-фермерских хозяйств.
Сергей Харючи – президент Совета Ассоциации «Оленеводы мира»: «Соответственно, государство сможет применить в отношении данного хозяйства весь тот социальный пакет, который присутствует в законодательстве».
Есть проблемы, общие для всех оленеводов мира, есть свои – для каждого региона. Но решение любой из них преследует одну простую мысль: без оленя нация оленеводов просто потеряет свою национальную идентичность. А в будущем может и вовсе прекратить своё существование.
Андерс Оскал – генеральный секретарь Международного центра оленеводства, Норвегия: «Поскольку семьи в Скандинавии кочуют неполными, как на Ямале, это привело к тому, что оленеводство стало полукочевым, полуоседлым. И это повлияло на передачу знаний следующему поколению, негативно влияет на сохранение культуры, традиционного образа жизни и языка.
Сохранение и даже возрождение оленеводства в отдельно взятом регионе – проекты дня сегодняшнего. Так, в этом году ямальские оленеводы отправились на Камчатку – передавать опыт местным кочевникам. Подобное предложение поступило также из Канады. Ямал готов делиться и своим опытом по промышленному освоению Арктики, которое не должно идти вразрез с сохранением традиционного уклада жизни коренных народов.
Ирина Соколова – вице-губернатор ЯНАО: «Выражу нашу общую надежду на то, что оленеводство будет процветать и развиваться».
Теперь главное – найти понимание со стороны властей других регионов. По словам председателя правления ассоциации Михаила Погодаева, если бы оленеводство везде получало такую поддержку, как на Ямале, о его будущем можно было бы не волноваться.