В Санкт-Петербурге на молодёжном форуме КМНС обсуждают проблемы северян
Молодежь коренных северян ищет ответы на главные вопросы поколения. В Петербурге на этой неделе проходит 4-й форум «Российский Север». Что беспокоит ребят из тундры и тайги, выяснял Виталий Зуев.
После официального открытия в Петербурге форум молодежи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока «Российский Север» продолжается в пригороде. Здесь студенты и молодые специалисты из трёх десятков регионов страны обсуждают с экспертами проблемы северян и думают, как их решить. Главная тема форума - сохранение языков коренных северян и образование.
Ирина Терентьева - учитель коми-языка, с. Мужи, Шурышкарский район: «В селе Мужи я преподаю коми, и это не входит не в обязательную программу, а во внеурочную деятельность, то есть, я преподаю с 1 по 4 класс, и они вынуждены приходить на 7-8 урок, даже первый класс у меня ходит на 7 урок».
Языки коренных малочисленных народов Севера будут востребованы, если повысить их престиж, - считают участники форума. И ищут пути для этого.
Виктор Банк - председатель Молодежного совета Ассоциации КМНСС и ДВ РФ: «Одно из таких предложений нашей молодежи - это делать работодателю требования к определенной вакансии, к ставке рабочей, это - знание родного языка».
Это может относиться к учителям, сотрудникам органов исполнительной власти, работающей с коренными народами, в сфере туризма и культуры, национальных СМИ. Хотя конкретные механизмы ещё не выработаны. Вообще же, именно на молодое поколение возлагают большие надежды.
Нина Вейсалова - первый вице-президент Ассоциации КМНСС и ДВ РФ: «Пройдёт несколько лет, это они будут руководители, они будут хозяйствующими субъектами, они будут руководителями общин, они будут чиновниками, госслужащими, муниципальными служащими, они будут создавать жизнь на Севере».
Одна из самых горячих дискуссий - о самоидентификации, статусе и правах народов и граждан. Вызывает вопросы учреждение заповедников на землях, где традиционно охотятся и рыбачат местные жители. Правда, когда молодые представители коренных народов региона забывают традиции предков, это ставит под удар будущее – причём, весьма близкое. Пример - охота на северного оленя на Таймыре, о которой сегодня говорят: не знают меры.
Макар Катыгинский - участник форума, Таймыр: «Есть обычай у долган пропускать первые 2 стада, которые идут, диких, это делается для того, чтобы они протоптали тропу, по которой пойдут другие стада. Соответственно если ты перебьёшь первые два стада, тропы не будет, и олень поменяет пути своей миграции».
В этой ситуации выход видят в изучении и тиражировании опыта старших поколений, поддержании семейных и народных традиций.