http://Top.Mail.Ru
Импульс развитию судостроения в Тюмени могут придать инвестиции и кооперация | Ямал-Медиа
03 декабря 2018, 08:17

Импульс развитию судостроения в Тюмени могут придать инвестиции и кооперация

Импульс развитию судостроения в Тюмени могут придать инвестиции и кооперация

Центром речного судостроения на Урале когда-то была Тюмень. Заявление заместителя руководителя Росрыболовства Петра Савчука о недостатке в судах заставило экспертов обратить внимание на состояние отрасли в регионе. Судостроение в Тюмени было основано в 1928 году. Однако, с середины 1990 годов оно вошло в полосу, практически, беспрерывного финансового кризиса. В числе заказчиков рыболовного флота были Ямал и Югра. Если ситуация не наладится, им придется искать производителей на стороне. О том, что может спасти судостроение Урала - в репортаже Дениса Новикова.

Денис Новиков – корреспондент: «В Новороссийске, на памятнике легендарному торпедному катеру времен Второй мировой, написано: «построен в Тюмени». А это - корпуса старого тюменского судостроительного завода, где был построен этот катер во время Великой Отечественной войны. Да и в новых корпусах, сегодня, речным флотом не занимаются».

Часть территории завода отдана под жилую многоэтажную застройку. В оставшихся цехах сейчас производят металлоконструкции очень далёкие от судостроения. Другое тюменское предприятие находится под внешним управлением и изо всех сил пытается удержаться на плаву. Выполняет ряд заказов для Ямала.

Артём Проценко - внешний управляющий «Тюменьсудокомплект»: «Рыбозавод, который имеет 80% готовности и мотоневодник».

Помимо рыбной отрасли, на Ямале заказчиками тюменских судостроителей традиционно выступают газовики и нефтяники.

Виктор Трегуб - начальник ПТО «Тюменьсудокомплект»: «Неоднократно наше КБ прорабатывала проекты флота именно для Ямала, для порта Сабетта технологический флот. На сегодняшний день, даже там не закрыты все единички».

Ещё одно предприятие Тюмени - «Экспериментальная судоверфь» - готово предложить любое технологическое решение для заказчика. Здесь самостоятельно занимаются конструированием и проектированием судов. Но даже гибкий коммерческий подход к клиенту не даёт предприятию преференций на рынке.

Игорь Добролюбов - генеральный директор «Экспериментальная судоверфь»: «Сейчас у нас работа есть, а через месяц, два может оказаться, что заказов просто нет, и придется расставаться с коллективом».

Сегодня речной флот Обь-Иртышского бассейна - в основном, суда, построенные в 80 годах прошлого столетья. С чего же начинать омоложение плавсостава? Мнения экспертов разнятся.

Алексей Филиппов - генеральный директор Тюменского судостроительного судоремонтного завода: «Да, флот старый, но его можно модернизировать».

Виктор Трегуб - начальник ПТО ЗАО «Тюменьсудокомплект»: «Объёмы ремонта достигают такого уровня, что экономически нецелесообразно вкладывать деньги в ремонт, то есть, экономически обоснованным является новое судостроение».

Два полярных мнения - смысл один. Тюменские судоверфи готовы и строить, и ремонтировать. Нужны заказы. Нужны инвесторы. Рыболовный флот Ямала пока изыскивает внутренние резервы для текущего ремонта.

Вячеслав Жедулёв - заместитель директора департамента АПК, торговли и продовольствия ЯНАО: «Что касается несамоходных рефрижераторных судов, предприятия округа справляются с модернизацией и ремонтом, а что касается новых судов, то в ближайшее десятилетие нам придётся задуматься и прибегнуть к помощи соседних регионов».

Десять лет - много это или мало, для того, чтобы не потерять отрасль? Важную роль в этом вопросе играет человеческий фактор.

Алексей Филиппов - генеральный директор Тюменского судостроительного судоремонтного завода: «Те люди, которые могли когда-то что-то делать, они уже или пенсионеры глубокие, или кто-то ушел из жизни… Новые кадры просто не готовятся. Молодежи это просто не интересно».

Денис Новиков – корреспондент: «Помимо политических и экономических проблем, у тюменского судостроения есть еще одна - природная. В последнее время дноуглубительные работы на реке Тура не проводились, поэтому на ремонт судам сюда заходить очень трудно. Мелко».

Построить судно – это, как минимум, полгода, а то и год. Деньги долгие, сейчас такие капиталовложения частным инвесторам невыгодны. Необходима поддержка государства.

Игорь Добролюбов - генеральный директор «Экспериментальная судоверфь»: «Отсутствие информированности в потребностях - это самая главная проблема.

(Корр: Другим языком - это госзаказ?)

 Скорей всего, да».

Пример есть. Узбекский речной флот - согласитесь, звучит необычно, но факт. Азиатские республики заказывают современный флот. Строят его в Тюмени.

Артем Проценко - внешний управляющий ЗАО «Тюменьсудокомплект»: «Заказчики у нас - Казахстан, сейчас работаем с Узбекистаном, чтобы также решить вопрос заказов».

Российских заказчиков приходится искать, бороться на торгах, сбивать цену до минимума, а это значит - строить дешево и сердито. Современные разработки, порой, остаются «за бортом». Экспертное сообщество едино во мнении, нужна государственная программа по возрождению речного флота.

 Андрей Русаков - политолог, директор Центра Европейско-азиатских исследований: «Нам нужны долгосрочные точки роста, и строительство судов - вполне подходящий для этого технологический рывок. Наверное, сейчас эта отрасль не в самом хорошем состоянии. Но ничего страшного. Зато у нас есть возможность прыгнуть на самую последнюю технологическую подножку. Поэтому, нет, без помощи государства, нет».

Для возрождения былой славы тюменским судостроителям понадобится целый комплекс мероприятий: просчитанных, взвешенных и поддержанных на высоком политическом уровне. Вложенные деньги окупятся - утверждают корабелы, напоминая о том, что водные перевозки до сих пор остаются самыми низко затратными, особенно в Сибири и Арктике. 


Загрузка...