Подписано концессионное соглашение о строительстве моста через реку Пур
Старт крайне важному проекту, который давно ждут жители всей восточной части нашего региона, - мост через реку Пур - был дан на этой неделе. В посёлке Уренгой было подписано концессионное соглашение между правительством Ямала и компанией - застройщиком. Таким образом, мост через реку Пур станет первым в России подобным объектом, в строительство которого не планируется вложения бюджетных средств. Только – средства концессионера. О революционных инфраструктурных решениях – Светлана Лащ.
Первая свая в мёрзлый грунт левобережья забита. На улице – минус 45. На календаре - 22 декабря – самый короткий день в году. Строители утверждают, с более морозной погодой не сталкивались давно. Однако, к условиям Арктики готовы, и сдать объект намерены раньше запланированного.
Дмитрий Артюхов – губернатор ЯНАО: «Не буду говорить, что вышло случайно, что мы уменьшили срок строительства, но компания поддержала. На самом деле, мы не гоним, главное – качество. Три года – на это заложено в документации. Но компания научилась строить с опережением, и мы уверены, что опыт позволит именно так и сделать».
Светлана Лащ – корреспондент: «Здесь, на Пуре, в 150 метрах от действующей переправы, построят долгожданный мост. Он свяжет заполярные территории, где сейчас обустраивают крупные нефтегазовые месторождения, с автомобильным и железнодорожным транспортным узлом «Коротчаево». А у жителей Пуровского, Тазовского и Красноселькупского районов появится круглогодичное сообщение с большой землёй».
Елизавета Дрегун вспоминает, она приехала в Уренгой, когда жизнь в легендарном посёлке только зарождалась. Логистика здесь всегда была непростой. Летом по Пуру курсировали катера и баржи, а зимой на другой берег перебирались только по окрепшему льду. В период ледостава и ледохода на помощь приходила авиация.
Елизавета Дрегун – ветеран Ямала: «Даже вертолётом лететь, вы знаете, сколько народу хотят переправиться. Там, вплоть до того, что рукава у курток обрывались, чтоб в вертолёт попасть».
Сейчас перебраться через Пур можно лишь по понтонно-мостовой переправе. В среднем, за сутки через этот участок проходит до полутора тысяч машин. В основном, это - грузовые автомобили и спецтехника. На правобережье работает почти полтора десятка предприятий топливно-энергетического комплекса.
Василий Туканов – водитель, г. Рубцовск: «Трудно, потому что переправу, бывает, закрывают. Было бы, вообще, замечательно, если бы вот здесь стоял мост. Проскочил на Заполярку, и полетел туда дальше, вплоть до Тазовского».
В период ледостава и ледохода понтоны убирают, и более 10 тысяч жителей посёлка Уренгой оказываются отрезанными от основных дорог региона.
Как правило, распутица затягивается на две-три недели. Самое главное, что тревожит всех мам, – это дорога к медикам. И районная, и новоуренгойская больницы находятся на противоположном берегу. До одной - почти двести километров, до другой – около ста. Местный бизнес тоже зависим от переправы. Транспортные затраты, в конечном счёте, оплачивает покупатель.
Анастасия Мошкина – бухгалтер частного розничного магазина: «Пустой большегруз – более 10 тысяч рублей. А если с грузом, то в районе 50 тысяч рублей за рейс. 12 рейсов в месяц, по минимуму – рейсов 5-6».
В администрации посёлка сообщают, почва для автомобильного моста готова. Освобождены прибрежные участки от временных конструкций, расторгнуты договоры с предприятиями, которые арендовали землю рядом с Пуром. Официальный старт реализации проекта губернатор округа Дмитрий Артюхов дал в начале декабря в Ежегодном послании.
Дмитрий Артюхов – губернатор ЯНАО: «Это – крупный объект, серьёзное сооружение. Для того чтобы его реализовать, нам потребовалось нестандартное решение. Ответом стала концессия».
Это означает, что мост через реку Пур будет построен на основе государственно-частного партнёрства. Из федерального бюджета не потратят ни копейки. Инвестор определён - это «Региональная инфраструктурная компания». Один из её учредителей – общество «Мостострой-11». Опыт возведения такого рода сооружений у компании весомый.
Николай Руссу – генеральный директор «Мостострой-11»: «Мы считаем, что со своими силами, опытом, мосты, которые мы построили через реки Обь, через Иртыш, Керченский мост, где мы участвовали, для нас этот объект не совсем обычный, но мы его построим».
Светлана Лащ – корреспондент: «Весь масштаб будущего сооружения проще представить в цифрах. Это – переход с двусторонним движением длиною чуть более одного километра, ширина проезжей части составляет 14 метров, протяжённость автодорожных подходов – почти 1700. По мосту можно будет прокатиться на автомобиле со скоростью до ста километров в час, а под строением - проплыть на корабле. Ведь Пур – река судоходная».
Итак, будущий концессионер по проекту строительства моста через реку Пур предлагает два варианта его реализации, предусматривающие как платный, так и бесплатный проезд для грузовиков.
Если Госдума примет одобренные правительством страны поправки в законодательство, разрешающие строительство в районах Крайнего Севера платных дорог при отсутствии альтернативного бесплатного проезда, то инвестору вернутся его затраты за счёт оказания платных услуг для крупногабаритной техники. Срок окупаемости – 3-4 года. Инициатором поправок стали власти Ямала. Ведь именно отсутствие этой законодательной базы, несколько лет мешало строительству моста.
И, как нам стало известно, рассмотреть соответствующие поправки в Госдуме страны планируется в начале будущего года.
Владимир Пушкарёв – депутат ГД РФ от ЯНАО: «Мы давно ждали этот законопроект в стенах ГД, и он уже проходит все необходимые все регламентные процедуры. Он прошёл комитет обороны, наш комитет по делам Севера и Дальнего Востока. Ожидается в январе месяце рассмотрение в профильном комитете по транспорту, и мы уже ожидаем его рассмотрение в первом чтении. Это решит то, что не решалось годами. Появление моста – это изменит ситуацию в гораздо лучшую сторону. Самый главный момент, что для физических лиц, малого транспорта, легковых автомобилей проезд будет бесплатным. Абсолютно».