Итоги года. Новые мегапроекты ТЭКа станут драйвером экономики России
Этот год навсегда войдет в историю Ямала как год старта важных для округа и не только инфраструктурных проектов. Здесь сходятся интересы бизнеса, региона и государства. При участии правительства в этом году удалось запустить, как когда-то казалось, неосуществимые проекты - два моста через реки Обь и Пур, являющихся частями железнодорожной ветки Северный широтный ход. 2018 можно считать и вторым днем рождения новоуренгойского аэропорта. О том, как это было в нашем следующем материале.
Первая свая в мёрзлый грунт левобережья забита. На улице минус 45, на календаре 22 декабря - самый короткий день в году. Строители утверждают, с более морозной погодой не сталкивались давно. Однако к условиям Арктики мостостроители готовы. Уже через три года проблемы сложной логистики останутся в прошлом, как для жителей, так и предприятий ТЭКа, которые также нуждаются в этой переправе. Официальный старт реализации проекта губернатор округа Дмитрий Артюхов дал в начале декабря в ежегодном послании.
Дмитрий Артюхов - губернатор ЯНАО: «Это крупный объект, серьёзное сооружение. Для того чтобы его реализовать, нам потребовалось нестандартное решение. Ответом стала концессия».
Это означает, что мост через реку Пур будет построен на основе государственно-частного партнёрства. Именно эта схема помогла сдвинуть с мертвой точки и другой значимый проект - мост через Обь между Салехардом и Лабытнанги. Оба они являются частью железнодорожной ветки Северный широтный ход, который свяжет регионы России с Севморпутём.
Весна 2018 год. Закладка капсулы в начало строительства одного из самых масштабных проектов в стране - Северного широтного хода. Проект общей стоимостью 236 миллиардов рублей будет также реализован вскладчину - бизнеса и государства. Эта модель позволяет бизнесу закрепиться в сферах, которые традиционно считались государственными. Инфраструктура - одна из них. Так новоуренгойский аэропорт на ближайшие тридцать лет стал собственностью частного инвестора. Взамен - новый терминальный комплекс, пропускной способностью полтора миллиона в год и взлетная полоса.
Евгений Чудновский - генеральный директор 'Аэропорты регионов': «Это первый региональный проект, реализуемый в рамках договора о концессиях. И, безусловно, необходимость его реализации, и та компетенция, которую привносит частный инвестор, она должна была правильно лечь на процессные вопросы».
Этот год был богат и на события в нефтегазовой сфере. Так, 'Ямал СПГ' в конце года с опережением графика запустил вторую и третью производственные линии.
Дмитрий Медведев – председатель Правительства РФ: «Таким образом, завод вышел на полную мощность - 16,5 млн тонн СПГ в год. Это позволило России стать одним из значимых игроков на рынке этого продукта. Уже сегодня НОВАТЭК ведёт активную подготовку к другому проекту по производству сжиженного газа – «Арктик СПГ-2». Выдать первый газ оно должно в 2023 году, но уже сейчас инвесторы буквально выстраиваются в очередь. Помимо прочего, оба эти проекта будут стимулировать развитие Севморпути, грузооборот по которому уже составляет 24 млн. тонн в год. К 2024 году грузооборот по Северному морскому пути должен быть увеличен до 80 млн. тонн СПГ в год. Это одна из важнейших задач освоения Арктики, которая установлена майским Указом Президента».
Громко заявило о себе и Бованенково. На крупнейшем по запасам 'голубого топлива' в нашей стране месторождении в эксплуатацию ввели третий финальный газовый промысел. Старт уникальному проекту по телемосту дал Владимир Путин. Уже вскоре добыча газа выйдет на проектный уровень в 115 миллиардов кубометров в год. Это половина того, что 'Газпром' поставляет на российский рынок. Или 50% экспорта.