В Санкт-Петербурге с помощью бесплатного тепла избавляются от выпавшего снега
В Петербурге, где снегопады как и на Ямале – не редкость, уже несколько лет снег растапливают не дожидаясь весны. Правда, не весь, а только тот, что убирают с улиц. Как работает снегоплавильный пункт, и где в Северной столице посреди зимы берут бесплатное тепло, узнал Виталий Зуев.
Виталий Зуев – корреспондент: «Как и многие крупные города страны, Петербург после каждого выпадения снега недолго остаётся чистым: дорожная грязь, песок, мелкий мусор и даже нефтепродукты - всё это смешивается со снегом. Который раньше, в лучшем случае, складировали до весны, а иногда даже сбрасывали в реки и каналы города, а теперь же снег специальным образом плавят и очищают».
Грязный снег создаёт сложности не только пешеходам и автомобилистам, он несёт серьёзный риск экологических проблем. Все загрязнения в итоге оказывались в Балтийском море. Ситуация была типичной для Ленинграда. Сейчас за такое могут оштрафовать. Снег, убираемый с дорог, отвозят на 11 стационарных снегоплавильных пунктов. Этот недалеко от центра города способен переработать до 5 тысяч кубометров в сутки, но есть и более мощные. При этом затраты энергии сведены к минимуму, а используется только тепло канализации. Ноу-хау петербуржцев – дистанционный контроль объёма снежной массы в кузове.
Владимир Проскурнин – мастер: «Машина появляется вот в этом окне, здесь видно её номер сканер в зависимости от того, сколько снега, он показывает уровень снежных масс в кузове машины. Объём видно здесь 19,2 куба».
Разгрузка также идёт под наблюдением. На дробление снежных комьев из одного самосвала уходит всего несколько секунд.
Александр Матикайнен – начальник службы эксплуатации снегоплавильных пунктов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»: «Дальше сточная жидкость подаётся под напором, толкает снег в так называемую песколовку и далее в коридор песок оседает в песколовке, снег расплавляется. Шум, который мы слышим, – это сточная жидкость уходит в коллектор и далее транспортируется на очистные сооружения Водоканала».
Температура стоков почти постоянная, по словам специалистов, она колеблется от 16 до 18 градусов. Этот бесплатный тепловой ресурс и используют для плавления снега. Тем более что в пятимиллионном мегаполисе стоков хватает.
Зимы в Петербурге не такие холодные как на Ямале, а сырые и с частыми оттепелями. Но и на Неве случались морозы под 30, работа снегоплавилен при этом не останавливалась. Чтобы расплавить кубометр снега, надо примерно 5 кубометров стоков. Только за новогодние праздники в Петербурге растопили 230 тысяч кубометров снега, а за зиму скопилась бы целая гора.
Олег Жантиев – зам. директора филиала водоотведения ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»: «Всё зависит от количества осадков, которые выпадают на город».
По опыту использования говорят, что в этой смеси до 3% песка и плавающего мусора, впрочем, в последнее время его доля снижается, но раньше встречались и очень серьёзные загрязнители.
Александр Матикайнен – начальник службы эксплуатации снегоплавильных пунктов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»: «Бывает, в снежной массе доставляются малые архитектурные формы, то есть, поребрики, небольшие куски, полусферы, бывает, осколки бетона».
В таком случае срабатывает автоматическая защита дробилок. Стоки же в конечном итоге попадают на очистные сооружения, после которых вода уже безопасна для окружающей среды.
Олег Жантиев – зам. директора филиала водоотведения ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»: «Она соответствует всем необходимым параметрам для сброса в водные объекты. Соблюдение – всех необходимых показателей: и по взвешенным, и по азоту, и по фосфору».
Сейчас в Северной столице очистку проходит 98,5% сточных вод.