Воспоминания о детстве в блокадном Ленинграде жительницы Ноябрьска
В воскресенье страна отметит семьдесят пятую годовщину снятия блокады с города-героя Ленинград. Примерно из двух миллионов ленинградцев этого радостного события дождались 560 тысяч. Проживающим в Ноябрьске блокадникам сегодня вручили памятные знаки. Среди тех, кто дождался освобождения Ленинграда и героиня нашего сюжета Ольга Асанович. Когда началась война, ей было всего пять месяцев, а когда сняли блокаду, исполнилось три года.
На довоенной фотографии счастливая чета Асанович с маленькой Ольгой на руках. Собираются ехать на пограничную заставу карело-финской границы, к месту службы отца.
Ольга Асанович - житель блокадного Ленинграда: «Отец очень любил Ленинград, прощался с Лениградом и говорил матери, что скоро будет война, война очень тяжёлая, трудная, победит Советский Союз, потом долго войны не будет, он погибнет».
Ольге было пять месяцев, когда началась война. Жён и детей командиров срочно эвакуировали в Ленинград. По пути немецкие лётчики не раз обстреливали их поезд.
Ольга Асанович - житель блокадного Ленинграда: «И мне попало там, но врач ехал, спас всех, кого мог, в том числе и меня».
На подступах к Ленинграду погиб и отец Ольги, в самом начале войны , в сорок первом.
Ольга Асанович - житель блокадного Ленинграда: «У меня сложилось такое впечатление, конечно, что настолько тяжёлое положение было вот в этом 41-42 году, что телами закрывали Лениград, телами. Ну и 8 сентября блокада началась. Мне как раз исполнилось семь месяцев».
За всё время блокады Ольга Константиновна помнит только два момента. Тогда ей исполнилось уже два года.
Ольга Асанович - житель блокадного Ленинграда: «Самолёт упал на соседней улице, но нас никто не пустил туда бежать. Ещё помню, что вот я лежу, вот так справа подходит в халате женщина и говорит не жилец».
Ещё помнит, что из детского сада детей не забирали сутками, родители днём и ночью находились на работе.
Ольга Асанович - житель блокадного Ленинграда: «Мать в госпитале в это время ухаживала, она у меня неграмотная женщина, она ухаживала, что она могла делать. Может потому, и выжили, все равно там как-то поесть давали».
А вокруг творился ужас. Только за январь, февраль сорок второго от голода и холода в Ленинграде умерло примерно 200 тысяч человек.
Ольга Асанович - житель блокадного Ленинграда: «У меня ещё вот такая запись, которая меня трогает до глубины Души, из двадцати четырёх детей четырнадцати, пятнадцати лет до весны в Ленинграде, до весны сорок второго, дожили только семь».
Самые яркие впечатления детства, когда наши войска сняли блокаду, и в городе появилось первое лакомство - сухой кисель в пачках. Детвора его ела вместо конфет. Особенно девочкам нравился его красный цвет. Губки красные становились, что бы я понимала в свои шесть, семь лет. Самой над собой смешно, и такая ходила счастливая».
Сегодня Ольга Константиновна собирает всё новые факты о прошедшей войне и своей семье, переписывается с архивами. Данные об отце офицере до сих пор засекречены.