РакНашВраг. Врачи и знаменитости зазывают пройти диагностику онкозаболеваний
День борьбы с раковыми заболеваниями отметили на этой неделе. За последние три года процент их выявления на ранних стадиях на Ямале увеличился почти на 10%. Значит ли это, что ямальская медицина прогрессирует не по дням, а по часам? Или, напротив, прогрессирует сам рак? О проблемах и задачах онкологической помощи на Ямале и стране – в нашем следующем репортаже.
Бадма Башанкаев – врач-онколог г. Москва: «Слышь, ты задолбал уже. Ну, не смешно уже. Миллион раз предупреждали. Ну, сколько раз уже?»
Вот так против общего врага в День борьбы с раком выступил известный онколог Бадма Башанкаев. Флэшмоб так и назван «РакНашВраг». Чтобы привлечь внимание к проблеме к нему уже присоединились известные актёры, спортсмены, политики.
Елена Исимбаева – олимпийская чемпионка: «Слышишь ты, рак. Иди туда, откуда пришёл. Ты думаешь, ты такой непобедимый? Ты ошибаешься».
О том, что в борьбе с раком главное действовать, говорят и врачи. «Поймать» болезнь на ранней стадии почти победа. Однако просто говорить, тоже мало.
В Ноябрьской ЦГБ тотальная мобилизация персонала на борьбу с онкозаболеваниями. «На передовой» – не только онкологи. Онконасторожённость обязан проявлять каждый врач, к которому пациент идёт на приём.
Олег Шалаев – главный врач ноябрьской ЦГБ: «То есть, каждый человек, каждый участковый врач, узкий, неважно, уролог, ревматолог, невролог, но за каждым пациентом он будет стараться увидеть онкологическую проблему. Тогда и комплекс мероприятий будет другой, и по-другому будет назначаться обследование и этих обследований, наверное, будет больше».
Однако пройти цепочку обследований в профилактических целях не всегда просто. К примеру, в салехардской поликлинике, записаться к самым востребованным специалистам – неврологу или эндокринологу – можно, но сложно. В регистратуре советуют пациентам заходить в онлайн регистратуру в полночь.
Отчасти, функцию ранней диагностики выполняет диспансеризация. По мнению врачей, в списке обследований вполне информативный минимум. Однако её жители округа проходят неохотно.
Елизавета Георгиу – заведующая Центром здоровья СОКБ: «Работающее население мотивация – это направление работодателя, конечно, у большинства».
Многих пациентов приходится упрашивать пройти дообследование. Хотя, к примеру, только за половину прошлого года в Ноябрьске диспансеризация выявила 27 новообразований, 12 из которых – рак второй и третьей стадии.
О своём диагнозе жительница газовой столицы Ирина Александрова узнала на обследовании «по доброй воле». И ровно год ведёт настоящую борьбу за жизнь со своим организмом и не только.
Ирина Александрова: «Мне нужно таблетки получить, они у меня закончились, а меня записали только на 25 февраля. А это я записалась 3 дня назад. То есть, понимаете, какая запись идёт. Очень тяжело записаться, очень тяжело попасть».
Между тем, за год лечения выезжать за пределы округа, говорит Ирина, приходилось лишь однажды. С тех пор, как в 2017 в Новом Уренгое открылось третье по счету онкологическое отделение, в другие регионы отправляют лишь каждого десятого больного.
Андрей Туркин – зам. главного врача Новоуренгойской ЦГБ: «Отделение небольшое. Всего – 25 коек и 5 – дневной стационар. Основные задачи: химиотерапия и онкопоиск. Есть пациенты, которым оказывают паллиативную помощь».
Дефицита с медикаментами и больничными койками в Новом Уренгой нет. Не хватает только врачей, но, это – общероссийская проблема. Вопреки российским показателям, в округе удалось снизить смертность при раке. Инновационные методы лечения и препараты стали доступней. За последние 2 года спасти удалось 42 жизни.
Евгения Кузьмина – главный внештатный специалист-онколог департамента здравоохранения ЯНАО: «В разряде лекарственного обеспечения именно в нашем регионе ямальцам, северянам доступны, которые только зарегистрированы в РФ. Это – самые инновационные, самые эффективные лекарственные средства».
В случае необходимости, хотя и гораздо реже, округ отправляет пациентов в специализированные центры. В том, что в Екатеринбурге ямальцам отказа нет. Особенно, как здесь говорят, регион беспокоится о своих маленьких жителях. Когда речь идёт о высокотехнологической помощи, одной поддержки округа не всегда хватает.
Лариса Фечина – зам. главного врача по онкологии ОДКБ: «В РФ при потребности детей, нуждающихся в 800 трансплантаций, в год делается только 400. Нам бы хотелось, чтобы объём госзаказа, который ежегодно нам выделяет министерство здравоохранения РФ, позволяло брать ваших нуждающихся пациентов».
Ещё одна проблема – реабилитация онкобольных, которая не учтена ни в программе онкологии, ни в ОМС. Несмотря на то, что их лечение само по себе дорогостоящее.
Ответы на эти вопросы на новом ресурсе не найдёшь. Хотя «просто спросить» - сайт для тех, кто хотел узнать о заболевании больше. Он заработал на этой неделе, 4 февраля во всемирный День борьбы с раком. Проект – что-то вроде справочной службы. Он связывает больных и экспертов в онкологии. Его создатель – президент Фонда профилактики рака Илья Фоминцев. Служба «Просто спросить» никем не ангажирована – прямая антитеза нашей медицине, которую Фоминцев считает перевёрнутой. Что хорошо, а что плохо пациенту в России определяют чиновники, а не наоборот.
Илья Фоминцев – онколог, президент Фонда профилактики рака: «Как только мы обратимся к пациенту и перестанем бесконечно отчитываться перед региональным здравоохранением, а региональное здравоохранение перед губернатором, и министерством, а начнём отчитываться перед пациентами, вот тогда наступит хоть какой-то тренд на улучшение».
В борьбе за жизнь, а не показатели статистики, все средства хороши. Даже в виде обращения к невидимому врагу через сети интернет.