Экспедиция «Тайны Мангазеи» собирается исследовать древний сибирский волок
В поисках древнего торгового пути. В петербургском представительстве Ямала презентовали историко-географическую реконструкцию путешествия отечественных первопроходцев «Тайны Мангазеи». Авторы собираются проверить предположение о волоке на водном пути из Западной Сибири в Восточную. Что ямальские исследователи хотят найти в холмах и болотах, что мешает туда добраться, а также причём тут деревянные рельсы узнал Виталий Зуев.
«Тайны Мангазеи» поможет раскрыть древний волок. В Северной столицы руководители ямальской экспедиции рассказали о планах исследовать предполагаемое место соединения водных путей, связывавших в 17 веке Западную и Восточную Сибирь. Первичную разведку уже провели, прошли от посёлка Тазовский через Красноселькуп и далее по рекам Худосей и Покалькы. Именно в верховьях последней, как полагают исследователи, проходил путь, связывавший Мангазею на Тазу и Новую Мангазею на Турухане. Прошлым летом до волока экспедиция не дошла. Винты и вал одной из лодок повредили о каменистое дно.
Павел Нефёдов – руководитель экспедиции «Тайны Мангазеи - 2019»: «Мы не дошли до того места, которое планировали. Но цели разведывательной части мы выполнили полностью. Мы разведали характер рек, мы разведали характер местности, где придётся ставить лагеря, мы примерно наметили нитку маршрута. В этом году мы пойдём в конце мая сразу после ледохода, чтобы была полная, высокая вода».
Основная цель – найти материальные следы существования волока в этой холмистой местности. Здесь в низинах болота, по берегам – смешанный лес.
Вячеслав Калинин – научный руководитель проекта, к. и. н.: «У истоков реки Покалькы находится тот самый волок – место, где суда перегружались. Это были лёгкие карбасы, то есть, кочи морские шли до самой Мангазеи, далее перегружались на карбасы. И карбасами гораздо более малотоннажными судами уже шли на Енисей».
Из летописей известно, у волока стояла съезжая изба, где находилась, как полагают местная администрация, а также жилые и складские помещения и две пристани. Перетаскивали вероятно только сами грузы, основным из которых были меха – главный экспортный товар того времени.
Вячеслав Калинин – научный руководитель проекта, к. и. н.: «То есть, это место на самом деле представляет, на наш взгляд, историческую ценность. Никогда там не было археологов, там побывал Михаил Белов. Это – классик исследования Арктики».
В архиве института Арктики и Антарктики сохранился отчёт об этой экспедиции 1973 года. Профессор Белов провёл на месте лишь сутки, попав туда при помощи гидросамолёта. Он, зафиксировав остатки здания и деревянной рельсовой дороги, правда, отнесли их к уже 20 веку. Однако исследователи уверены, при тщательном пусть и первичном обследовании местности есть шанс обнаружить и более древние объекты. Конечная цель экспедиции – провести в следующем году поход-реконструкцию на деревянном карбасе - традиционном парусно-гребном поморском судне и пройти весь маршрут из бассейна Таза в бассейн Енисея.