http://Top.Mail.Ru
Специалисты изучают древнее северное судно, найденное на Онежском озере | Ямал-Медиа
28 февраля 2019, 17:04 (обновлено: 30 июня 2021, 05:22)

Специалисты изучают древнее северное судно, найденное на Онежском озере

Специалисты изучают древнее северное судно, найденное на Онежском озере

Технология, объединившая Арктику. Историки и специалисты по деревянному судостроению приехали в Вологодскую область, чтобы изучить уникальную находку. Остатки древнего судна редкой сохранности обнаружили осенью на южном берегу Онежского озера. Возраст эксперты оценили примерно в 350 лет.  

Сохранилось меньше трети корпуса, но экспертам из нескольких регионов, приехавшим сюда на специальную встречу, и это крайне интересно. Вица или вичина – это обработанные еловые корневища или тонкие стволы. Ими и шили лодки и ладьи.

«Это, так называемое, – староманерное судостроение ещё допетровской поры», – рассказывает кандидат исторических наук Павел Филин, – именно на таким образом сшитых судах, русские землепроходцы освоили Сибирь и Север».

Целых судов такого типа не сохранилось вообще. Директор местного музея Игорь Зубов приложил немало усилий, чтобы спасти остатки этого судна. Предположительно ширина его – 6-8 метров, высота бортов – 3-5.

Что интересно, в некоторых местах заметны усиления бортов, их толщина – 20 сантиметров.

Павел Филин – зам. директора музейно-выставочного центра технического и технологического освоения Арктики: «Явно, вот одна обшивка идёт, вот вторая обшивка. То есть, двойная обшивка получается здесь. Ледовый пояс, может. Я не знаю. Или просто бархоут, но почему так низко?».

Вологодские эксперты уже провели дендрохронологический анализ пяти образцов дерева, вышло, что лес для постройки был заготовлен не позднее середины семнадцатого века, кстати, в годы существования Мангазеи.

Юрий Жаворонков – руководитель комиссии дендрохронологии Вологодского областного отделения РГО: «Видите, как интересно датировки ложатся. Первый образец еловый – 1632 года, третий образец сосновый – 1633 года. Это – периоды очень близкие друг другу по заготовке».

Кое-где сохранился и мох местного происхождения. Им конопатили щели. Мох пропитан смесью смолы, дёгтя и животного жира. Общее мнение – это большое грузовое судно с мощным, но плоским килем. Одни видят в нём поморский коч, другие – транспорт удобный для перекатывания по северным волокам. Поддержку получила версия, что корабль мог ходить и по рекам, и по морю, например, в Стокгольм – единственный доступный для русских торговцев балтийский порт в 17 веке.

Елена Савичева – вед. научный сотрудник Вытегорского историко-этнографического музея: «Мы выходили через Онежское озеро в Свирь, Ладогу и дальше в Балтику. Но, также существовал выход и через Онежское озеро в Белое море, там волок существовал».

Вопрос, что и куда на нём везли пока остался. Например, через этот город сегодня проходит Волго-Балтийский водный путь. Но предполагается, что корабль поднят со дня редким по силе штормом в августе, а утонул он, как говорится, «в грузу».

Игорь Зубов – директор Вытегорского историко-этнографического музея: «Именно этот груз в течение этих долгих трёх столетий придавливал судно и не позволял штормам и волне выбросить его на берег раньше».

Сейчас в Вытегорском районе думают, что делать с находкой, как говорят эксперты, Всероссийского значения. Тут много нюансов и технических, и юридических. В конечном итоге древнее судно хотят поставить в особом здании на набережной, которую собираются обустроить. 


Загрузка...