В старейшем музее России открыли выставку, посвященную кочевникам Арктики
Как это работает на Ямале? В Петербурге открыли выставку «Кочевники Арктики: искусство движения». На ней показали технологии, конструкции и предметы, которые обеспечивают жизнь арктических кочевников на примере народов трех российских регионов. Уникальную традицию удалось представить по-новому так, что удивились и ямальцы. Что показали в Кунсткамере – в сюжете Виталия Зуева.
Кочевая традиция лучше всего сохранилась в Арктике, считают в музее антропологии и этнографии. Ее даже собираются заявить как всемирное наследие ЮНЕСКО. Узнать об искусстве движения северян на этой выставке можно благодаря редкому сочетанию: здесь дизайн кочевий, фото нынешних кочевников и уникальные предметы из коллекции Кунсткамеры. К примеру, этим ненецким очкам почти два столетия. Но сама тундра – не музей и её жители принимают плоды технического прогресса. И меняются сами, убеждены учёные.
Андрей Головнёв – директор Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН: «Навигатор внутренний вработанный, вмонтированный в сознание вот в эту висту или ментальную карту самого кочевника, который помнит всё и умеет видеть себя как будто с высоты птичьего полета, заменяется навигатором. Упряжка замещается снегоходом».
Петербургские этнографы и уральские дизайнеры попробовали записать кочевую традицию новым языком. Получился том «Арктика: атлас кочевых технологий» – его представили на открытии выставки. Над проектом 5 лет работали в трёх регионах: на Ямале, Чукотке и Кольском полуострове. Авторы, например, придумали, как показать поэтапный переход кочевья в стойбище и обратно.
Денис Куканов – соавтор проекта «Арктика: атлас кочевых технологий», дизайнер УралГАХА: «Позволяем взглянуть сверху и в процессе на такой довольно-таки непонятный со стороны процесс как перекочевка. Упряжка караванов. Развод оленей – старт. Потом очень важный момент это чаепитие перед стартом, это – обязательный момент».
Строгий порядок, места и роли в этом процессе наглядно объясняют непосвященным, но результат удивляет даже тех, кто хорошо знаком с тундрой.
Сергей Харючи – председатель Совета старейшин Ассоциации КМНСС и ДВ РФ: «Я очень тронут. И какая-то гордость, радость за то, что есть такие люди, которые с любовью показывают нашу северную арктическую цивилизацию и жизнь людей».
У каждого из кочевых народов севера свои особенности быта и различия вполне практические.
Елена Перевалова – ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН: «Если показать допустим чукче-оленеводу нарту ненецкую, он будет удивлен, потому что она для него будет очень громоздкой и большой. Потому что тундра чукотская она каменистая и надо там очень быстро лавировать».
Не меньше отличий между мобильными жилищами чумом и ярангой. На выставке вообще хотят показать не просто адаптации к природным условиям, а еще и целую философии освоения полярных пространств.
Андрей Головнёв – директор Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН: «Арктика терпеть не может стоячести. Арктика – вся подвижная. И поэтому всё, что развивается в высоких широтах должно обладать этим чудо-качеством».
Понимание того, как устроена кочевая жизнь, не только для любопытствующих, оно поможет принимать верные решения – в этом ценность работы исследователей сегодня, говорят гости.
Александр Южаков – доктор сельскохозяйственных наук: «В тундровом оленеводстве, в частности, ямальском, у нас огромный дефицит пастбищ, оно тоже находится в постоянном состоянии экологического кризиса. Всё это требует хороших грамотных управленческих решений, которые будут основываться именно на знании специфики и очень таких тонких материях».
Экспозиция будет доступна для посетителей 3 месяца.