«Газпром» приступил к освоению Харасавэйского газоконденсатного месторождения
Пожалуй, одно из главных федеральных событий этой недели произошло на полуострове Ямал. Там торжественно было запущено к освоению Харасавэйское месторождение. Оно было открыто ещё в 1974 году и по запасам, хотя и недотягивает до Бованенковского, но способно также надолго обеспечить энергобезопасность страны. Запуск месторождения – важная веха не только для «Газпрома», который должен компенсировать падающую добычу в Надым - Пур - Тазовском регионе, но и для всех тех, кто приближал этот момент и тех, кому предстоит его осваивать.
Анатолий Ефимов – ветеран геологии: «Вот я когда приехал, вот здесь по берегу была пробурена одна скважина, откуда в посёлке брали газ. Вот здесь была одна скважина. Всё!»
Четыре десятка лет Анатолий Сергеевич и Зинаида Васильевна Ефимовы провели в геологоразведочных партиях. На Харасавэй глава семьи попал в 1976 году. Всего за два года до этого на пустынном берегу Карского моря сел вертолёт МИ-8 с тремя молодыми людьми, спальными мешками, палатками и продуктами. Вот как вспоминает этот день один из трёх «пионеров Харасавэя»:
«На мысу с 1937 года жили ссыльный дед с супругой и тремя детьми. Почему бы и нам не жить? Поставили палатки. Скоро появились другие люди. Доставили трактор. С началом навигации стали приходить и разгружаться корабли со стройматериалами, оборудованием, продуктами и прочее. Приступили к строительству посёлка. Мы назвали его Пионерный, а позже переименовали в Харасавэй – поближе к местным корням».
К приезду Ефимова на Харасавэе активно обустраивали посёлок. На должность начальника транспортного цеха, а затем и начальника Карских экспедиций Ефимова назначил лично Эрвье. Именно Харасавэй свёл его и с капитаном ледокола «Арктика» и полярником Чилингаровым. Это было время «великих людей».
Анатолий Ефимов – ветеран геологии: «Туда приезжал и Салманов Фарман Курбанович, и Эрвье прилетал, Подшибякин там почти всё время был. Раза 4-5 в году был».
Анатолий Ефимов был одним из тех, кто монтировал на Харасавэе первые скважины. Он и сегодня может безошибочно найти их на карте объёмных работ Карской экспедиции, которая до сих пор хранится в семье как реликвия.
Анатолий Ефимов – ветеран геологии: «Она висит у тебя, уже знаешь на Бованенково 53 номер. Там та буровая, там та буровая, там та».
К приезду жены в 1981 году на Харасавэе уже был целый посёлок.
Зинаида Ефимова – ветеран геологии: «Вот общежитие, вот общежитие. Это – клуб, это – поликлиника. В этом балке мы жили».
В посёлке на две тысячи человек жизнь била ключом. Главным событием и развлечением для первопроходцев и их семей был приход ледоколов с грузом.
В 1995 и вовсе возле Харасавэя всплыла подводная лодка – первая в истории атомного подводного флота, доставившая продовольствие подо льдами в условиях арктического мелководья, но, этого события семья Ефимовых не застала. Супруги покинули Харасавэй в 1994. Уже через 5 лет посёлок вместе с Карской экспедицией окончательно умрёт.
Анатолий Ефимов – ветеран геологии: «Жалко было? Очень. Трудов много положено. Очень».
Владимир Арефьев – в 2003 г. главный инженер Ямальского газопромыслового управления: «У нас в ПДС работает Иван Тимофеевич Шкиринец, вот он отдал Ямалу 26 лет. Фактически всё, что там построено, было построено его руками. Хотите, верьте, хотите, нет, но он два года жил на Харасавэе не выезжая для того, чтобы сохранить то, что было брошено строителями, нигде не числясь».
«Надым Газпром» не остановил работы на Харасавэе даже тогда, когда большой «Газпром» прекратил финансирование. Поэтому, в начале двухтысячных, когда о Харасавэе снова вспомнили, не пришлось начинать с нуля.
Алексей Миллер – председатель правления «Газпром»: «Есть где селить людей, есть, где питаться. Начало положено и хорошее начало».
Разработка технического оснащения месторождения никогда не прекращалась. Здесь может застать врасплох шестидесятиградусный мороз и двадцатиметровый шквал. Поэтому, Харасавэй предстоит осваивать с помощью новейших технологий, превосходящих те, что применялись на Бованенково.
Сергей Меньшиков – генеральный директор «Газпром добыча Надым»: «Здесь мы немножко усилили вопросы, связанные с регулированием вопросов растепления по многолетним мёрзлым грунтам. Здесь у нас немножко посложнее грунты, солёность больше. Применили мы в скважинах термокейсы – это кондукторы направления теплоизоляции. Все скважины изолированы будут теплоизолированными трубами. Для того, чтобы не было просадки и растепления, для устойчивости скважин».
Всего на Харасавэе разместится более двухсот двадцати газовых и порядка двухсот конденсатных скважин. Их основная часть находится на суше, другая уходит в прибрежный шельф.
Сергей Меньшиков – генеральный директор «Газпром добыча Надым»: «У нас 30% месторождений находятся в шельфовой части Карского моря. У нас заложены скважины, которые буриться будут по суше, но направляться будут в сторону моря. 3 скважины. Они сейчас проходят экологическую экспертизу, и сам проект разработки будет рассчитан для планомерного отбора газа, как с морской части, так и с суши».
Работ на земле также ещё предстоит немало. Задача нынешних специалистов – успеть в поставленный срок.
Сергей Меньшиков – генеральный директор «Газпром добыча Надым»: «Газпром» поставил задачу обществу «Газпром добыча Надым» по вводу в эксплуатацию и подаче первого кубометра газа с Харасавэйского месторождения в систему газопровода Бованенково - Ухта в 2023 году».
Расстояние от Харасавэя до Бованенково – порядка ста километров, и ровно столько составит длина будущего газопровода. «Сливки» жирного газа – стабильный конденсат по отдельному продуктопроводу будет подаваться на железнодорожную станцию Карская на Бованенково и далее на Большую землю. И это – уже другая история.
А сегодня супругов Ефимовых согревает мысль, - их усилия не пропали даром. Месторождение, которое открывали почти полвека назад, пригодилось людям.
Анатолий Ефимов – ветеран геологии: «Рады, конечно. Это – же наша работа. Была когда-то давно, а сейчас оно пускается в дело».