Каких изменений стоит ждать в школах-интернатах Ямала
Эта неделя началась с резонансного случая в Гыданской школе-интернате. Шестнадцатилетний подросток был найден мёртвым. Как оказалось, его родители – парализованная мать и отчим не интересовались жизнью сына, а школьные педагоги с ребёнком попросту не справлялись. Начата доследственная проверка. По представлению прокуратуры заместитель директора и три сотрудника школы-интерната привлечены к дисциплинарной ответственности. Ещё каких-то лет двадцать назад ЧП в школах-интернатах, где учатся дети кочевников были явлением не редким. Однако случаи не предавались огласке. Что происходит в школах-интернатах сегодня, когда такие случаи почти сведены к нулю? Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправились в посёлок Белоярск, Приуральского района.
Что-то похожее на беспомощность. Первая реакция на трагедию в Гыданском интернате в Департаменте образования была именно такой. За два года с момента последнего происшествия, потребовалось немало усилий, чтобы учебное заведение прошло перезагрузку. И вот опять.
Григорий Лымар – начальник отдела Департамента образования ЯНАО: «Каждый раз он весь коллектив отбрасывает обратно, назад. Это – развал в коллективе. Друг друга обвиняют. Это – каждый раз удар, действительно».
Сегодня, коллективу школы придётся вновь вернуться в нулевую точку отсчёта. В её основе горькая истина. Вы не найдёте больше такого места, где столько людей собрано, находящихся в стрессовой ситуации. Потому что, их вытащили из привычной среды обитания, оторвали от родителей».
Удалённость – одна из особенностей ямальских школ-интернатов. Сама среда маленьких посёлков не редко определяет многое и в жизни самих учебных заведений.
Елена Лысикова: «Зимой добраться до посёлка Белоярск, где живёт не больше трёх тысяч человек можно только по зимнику. Сейчас под нами река. Через месяц лёд начнёт таять, и посёлок окажется отрезанным от большой земли. В том числе поэтому, желающих переехать сюда совсем не много».
Но, к школе-интернату это не относится. Завуч Ольга Некрасова приехала сюда 8 лет назад из Кирова. Говорит, таких учебных заведений в России ещё поискать. Расстояние из одного конца здания в другой – ровно одна тысяча метров. Корпуса соединяют тёплые переходы. Еду в столовую поднимают на лифте.
Сегодня в очереди на свободную вакансию сразу несколько резюме. Выбор педагогов всегда есть. Поэтому, за работу люди держатся. В крепкие объятия Ольги Сергеевны мы попали с начала съёмки. И это не столько правила гостеприимства, сколько традиции таких учреждений, где контроль высшая обязанность воспитателей и педагогов.
Принцип разделения детей по семьям в ямальских интернатах, был введён в конце девяностых, как часть реформы системы для комфорта маленьких тундровиков. Сегодня в этом интернате – 17 семей по 20 человек в каждой. Главный принцип – дети должны быть родственниками.
Людмила Шкрепий – воспитатель Белоярской школы-интерната: «Таня наша и Вадим они каслают летом до Карского моря, до островов. Очень поздно приезжают всегда, но в этом году удачно сел вертолёт и они прилетели удачно».
Здесь хозяйничают «жители низины» – так с ненецкого переводится фамилия Лаптандер. Самый маленький в семье – Олег. Позади у него самое сложное время привыкания к новому дому. Сейчас уже есть любимые игрушки – машинки и блюдо – манная каша. В том числе это заслуга воспитателя, которая говорит с детьми на родном языке.
Людмила Шкрепий – воспитатель Белоярской школы-интерната: «У нас и слезы бывают, и капризы бывают, но так, как я владею родным языком, для меня это очень легко и просто. Они как к маме тянутся».
Олег пошёл в школу читающим. Сейчас пытается одолеть науку элементарных навыков – убрать за собой постель, сделать уроки, почистить зубы, а ещё надевать по праздникам совсем не расшитую малицу.
(Корр: «На праздник что ты надеваешь?»)
Олег Лаптандер: «Рубашку и брюки».
Не редкость, когда родители, закончившие эту школу, просят взять ребёнка в ту же семью – к проверенному воспитателю. Таких «внучат» у Людмилы Прокопьевны Шкрепкий не мало. Так же, как и у известной киношной героини, у неё – роман с работой.
Сегодня волнений у родителей меньше – они всегда на связи с детьми и воспитателем.
Максим Лаптандер: «Знаю их родителей. В любой момент могу с ними встретиться. Знаю где их родители. Многие мои одноклассники. Мне доверяют».
Оленевод, многократный участник и победитель национальных соревнований, доверенное лицо самого Владимира Путина, превращают воспитателя Максима Лаптандера в абсолютный авторитет для тундровых мальчишек, но спорт эти мальчишки выбирают не только ради чемпионских медалей. Это – соревнования, а значит, возможность выехать за пределы посёлка. И за это они готовы на всё.
Ольга Некрасова – зам. директора по воспитательной работе Белоярской школы-интерната: «Вот сейчас для выезда в Салехард, Россию, Якутию ещё куда-то. Это – национальные виды спорта. У нас огромное количество детей записано на эту секцию».
Толя Лаптандер – сложный подросток. Чуть не бросил учёбу, но спорт и Максим Иваныч сделали своё дело.
Анатолий Лаптандер: «В Салехарде в метании топора на дальность первое место.
(Корр: «А что это были за соревнования?»)
Северное многоборье».
Теперь на Толю равняются и младшие ребята.
(Корр: «Вдруг тоска нападает, что делаешь?
Руслан Лаптандер: «В футбол играю.
(Корр: «А в футбол здесь научился играть? Ты кто – защитник нападающий, вратарь?»)
Вратарь».
К слову, вся дворовая спортивная площадка со стадионом обошлась округу в 20 миллионов рублей.
Анастасия Лаптандер: «Это – моя мама, это – сестра, это – я. Это они в прошлом году приезжали. Они приезжали на выставку, мы показывали, что мы делали».
Мастерски вязать Настя научилась в школе. В интернате она последний год, но ещё надеется на победы, как её одноклассница, которая стала первой в конкурсе «Абилимпикс» в округе и третьей в России. Когда дети увлечены и организованы, их легче контролировать, а им отвлечься от дурных мыслей. Всё это – работа над ошибками. Белоярская школа-интернат также пережила несколько трагичных историй.
Ольга Некрасова – зам. директора по воспитательной работе Белоярской школы-интерната: «Со стороны администрации главная функция – это функция контроля. Если этот контроль был не в должной мере, то вероятность, что какие-то происшествия больше».
Новый вызов и помощник для педагогов, как говорит Ольга Некрасова, – соцсети.
Ольга Некрасова – зам. директора по воспитательной работе Белоярской школы-интерната: «Мы видим ребят в сети, мы просматриваем их личную информацию, как правило, так или иначе подростки сигнализируют о своём состоянии».
При этом само учебное заведение остаётся крайне закрытым и понять, что реально происходит за этим забором не всегда возможно. Свои объятья педагоги ослабили лишь, когда наша съёмочная группа покинула территорию школы.
Между тем, когда-то вопросов к системе образования маленьких кочевников было гораздо больше, говорит Геннадий Зайцев. Работе в Ямальском интернате он отдал 20 лет.
Геннадий Зайцев – педагог Ямальской школы-интерната с 1983-1991 г. г.: «На уровне советских партийных органов это всё знали, но это была закрытая информация, потому что гибли дети. Они рвались домой. Когда они попадали в социум в институты, техникумы, они не могли адаптироваться, они привыкли жить строго по расписанию».
Сегодня ситуация изменилась, но поводов усовершенствовать систему и дальше пока хватает. Реформировать учебные заведения на Ямале начали ещё в начале девяностых. Геннадий Зайцев один из участников введения в ямальских школах-интернатах ненецкого языка. Под его руководством вводились первые детсады для маленьких тундровиков в Сюнай-Сале. Между тем, идеальная школа-интернат на Ямале уже создана, говорит бывший педагог. Это – кочевая школа Анны Неркаги. Кстати, выпускницы Белоярской школы-интерната. Говорят, на её создание, писательницу и педагога, в том числе, подтолкнул собственный детский опыт.
То, что система будет развиваться и дальше, в ямальском Департаменте образования уверены. И лёгких путей здесь нет.
Григорий Лымар – начальник отдела Департамента образования ЯНАО: «Нужен комплексный подход к жизни села. Это касается и создания новых рабочих мест и безработица высокая. И те проблемы, которые существуют в посёлке, они переносятся и на интернат. Часто это проблема отсутствия жилья. И проблема ещё и в том, что учителя, по сути, перегружены. Они работают на полторы, две ставки и в этом случае полноценно подготовиться к занятиям, организовать досуг детей очень сложно. И отсюда может вытекать ряд проблем, в том числе, во взаимоотношениях с детьми. Мы планируем увеличить и сумму гранта, и сделать так, чтобы у них было жильё. И будем эту работу вести, но это – открытый конкурс. Это – лучшие выпускники со всей страны.
(Корр: «Есть ли в регионе какие-либо на сегодняшний момент инициативы, предложения по тому как должны меняться школы-интернаты?»)
Григорий Лымар – начальник отдела Департамента образования ЯНАО: «Тут задача какая, чтобы коллективы не варились в собственном соку, как сейчас происходит. Очень важно направлять их на стажировки. Вполне возможно, что коллектив Ноябрьской школы какое-то время поработает в Гыданской школе и наоборот. Такие мероприятия мы тоже планируем. Будет отобрана команда из муниципалитетов, которую мы планируем обучить, а далее они планируют выступать в роли тьютеров, когда вернуться в родные школы интернаты.
(Корр: «Куда идёт образование кочевников? Дети должны вернуться в тундру или им совершенно это образование не пригодиться, или всё-таки дети остаются в городах, посёлках и оседают там».)
Григорий Лымар – начальник отдела Департамента образования ЯНАО: «Вектор направлен туда, где дети могут овладеть профессией и несвязанными, в том числе с традиционными видами хозяйствования, чтобы они более конкурентоспособными были на рынке труда».