Им было 18. О чем сегодня вспоминают участники войны?
Ещё до введения режима повышенной готовности, с героем Победы Николаем Тимофеевичем Шакуровым встретилась наш корреспондент Вера Дронзикова.
Тяжелый пиджак с наградами Николай Тимофеевич Шакуров надевает не часто. Лишь по особым случаям. Конечно, ветеран помнит каждую медаль.
15 октября 1943 года семнадцатилетний Коля Шакуров был призван в армию. В военной части Ачинска, – вспоминает ветеран, – проходили курс молодого бойца. Сначала изучали оружие, окопы рыли. И только после их отправили в бой.
Николай Шакуров – ветеран Великой Отечественной Войны: «Когда сыплется сверху и снизу, с батарей и прочее, прочее. Взрывы кругом. Страшно. Говорят некоторые, что не страшно. Страшно. Дорогие мои».
Уже в восемнадцать лет юноша в составе 618 стрелкового полка освобождал Белоруссию и Прибалтику. Стал участником операции Багратион. В одном из боев с другом, по фамилии Ситин, они должны были уничтожить крупнокалиберный пулемёт. Красноармеец Ситин тогда получил тяжелейшее увечье. Рядом замертво падали и другие товарищи.
Николай Шакуров – ветеран Великой Отечественной Войны: «Ну, когда убивают друга с одной стороны, с другой. Возникает злость. Как же так получается, понимаете, так».
В 1944 году Шакуров под литовским Каунасом был ранен в руку и контужен. После госпиталя вернулся домой. О том, что Победа, Николаю Тимофеевичу рассказали, когда, комиссованный по здоровью, парень уже работал в составе посевной бригады. Председатель колхоза привёз новость прямо в поле.
Николай Шакуров – ветеран Великой Отечественной Войны: «Кто-то плакал, что погибли родственники, а некоторые от радости, что закончилась война».
75 лет прошло, фронтовые будни стали забываться, память стирает детали. Но подсознание, бывает, ночами возвращает его в окопы.
Николай Шакуров – ветеран Великой Отечественной Войны: «Снились бои, где идёшь в атаку и прочее, прочее, друзей вспоминаешь».