О научно-исследовательском стационаре Лабытнанги, в котором жили учёные
В Арктическом научно-исследовательском стационаре Лабытнанги снесли аварийные одноэтажные здания. Под ковш экскаваторов попали пять строений, возведённых более полувека назад. Раньше в них проживали сотрудники с семьями, а позже на время экспедиций – российские и зарубежные учёные. Вместе с тем, история стационара насчитывает почти семь десятилетий. Изучая мировой опыт, исследователи перенимают лучшее и делятся собственными передовыми идеями.
Зелёная горка – так всегда называли Институт экологии растений и животных в Лабытнанги. Сейчас его официальный статус – Арктический научно-исследовательский стационар. Именно здесь основал ямальскую прикладную науку академик Шварц в прошлом веке. Появились лаборатории, библиотеки и жилые коттеджи. Сегодня аварийные дома снесли.
Александр Соколов – заместитель директора Арктического научно-исследовательского стационара: «Не очень легко всё это через министерство организовывать, получать финансирование. Мы никак не могли снести наше аварийное жилье. Ещё раз спасибо. Чистенько. Всё убрали и вывезли».
История Арктического стационара связана с именами многих известных исследователей флоры и фауны. В том числе в альма-матер любовь к науке зарождалась у студентов-практикантов под руководством отечественных маститых корифеев и их зарубежных коллег со всего мира. На неустроенный быт внимания не обращали.
Виктор Штро – директор Арктического научно-исследовательского стационара: «Я сам видел, профессор – такой же старенький, как я. Он молодых студентов выгнал и сам лично помыл полы. Это нормальные отношения людские».
Старые дома были холодными и без удобств. Людмила Собянина жила в одном из снесённых коттеджей почти полвека и даже топила печку. Радист по образованию, она сначала работала боцманом на исследовательском тралл-боте, затем лаборантом и завхозом. На пенсию из Арктического стационара ушла в 81 год. Шестьдесят лет трудилась вместе с учёными. Это люди, которые буквально горят на работе, и никакие трудности их не пугают.
Людмила Собянина – бывший сотрудник Арктического научно-исследовательского стационара: «Ну, заметало, ничего, следили. А иной раз приходилось и в форточку вылезать, чтобы на работу прийти. Такие сугробы огромные были».
Этим летом, несмотря на пандемию, учёные Арктического стационара от полевых экспедиций по изучению флоры и фауны Ямала не отказались. Исследователи знают, остановка изучений хотя бы на один год даст в науке такой пробел, который восполнить будет очень сложно.
Александр Соколов – заместитель директора Арктического научно-исследовательского стационара: «На Еркуте мы столкнулись с довольно парадоксальной ситуацией. При высокой численности грызунов, которые являются центром наземных экосистем тундры, мы регистрируем довольно небольшой пресс хищников».
Восемь лет назад Арктический стационар в Лабытнанги был включён в «Интеракт». Это Международная сеть наземных исследований и мониторинга в Арктике. Циркумполярная группа насчитывает около 80 полевых баз в Европе, России, США, Канаде и Гренландии. Изучив мировой опыт, учёные Арктического стационара в Лабытнанги готовы предложить собственные идеи и наработки, чтобы на месте снесённых аварийных домов возвели новые, современные и комфортные.